статки в виде сутуловатости, искривления позвоночника (сколиозы, лордозы),
слабого развития мышечной системы и др.
Развитие и совершенствование двигательных навыков и умений в процессе
Ф. в. (Физическое воспитание) достигается путем систематических, планомерных
и целенаправленных учебных и тренировочных занятий, составляющих важнейшую
часть процесса Ф. в. (Физическое воспитание) Большое значение в Ф.
в. (Физическое воспитание) имеют и специальные навыки в различных
видах спорта, т. к. усвоение спортивной техники позволяет занимающимся
определенными видами спорта наиболее полно развить и выявить свои
физич. способности — мышечную силу, физич. выносливость, ловкость,
быстроту движений и т. д.
Ф в. начинается с раннего детства. Основными элементами Ф. в. (Физическое
воспитание) детей в возрасте от 1 до 3 лет являются гигиенич. уход
за ребенком и правильное, регулярное его питание. Важное значение
приобретают приучение ребенка к чистоте, регулярное купание, длительное
пребывание на чистом воздухе, нормальный сон. В этом возрасте дети
начинают садиться, вставать, ходить, бегать, прыгать и т. д. Все это
требует согласованной работы многих мышц. Если ребенок при этом остается
без руководства со стороны взрослых, он усваивает часто неправильные
и некрасивые формы движений, привычки к вредным для здоровья и физич.
развития позам. Уже в этом возрасте необходимо укреплять мышечную
систему ребенка. Лучшим средством для этого являются игры, связанные
с ходьбой, бегом, ка-таньем мячей, игрушечных тележек, переноской
различных предметов, их укладыванием и т. д. Большое значение для
развития движений имеют игры на куче песка, деревянные горки со ступеньками
и скатом, «мостики» из досок, заборчики для перелезания, мячи и шары
для катания и др.
Ф. в. (Физическое воспитание) детей дошкольного возраста (от 3 до
7 лет) усложняется. Наряду с заботами по укреплению здоровья и дальнейшему
физич. развитию детей проводятся мероприятия, направленные на развитие
физич. выносливости и повышение сопротивляемости организма ребенка
вредным воздействиям внешней среды, формирование правильных навыков
основных движений, соответствующих возрасту, развитие быстроты, ловкости,
координирование движений, воспитание у детей инициативы, дисциплинированности,
активности в детском коллективе. Все эти задачи решаются во взаимной
связи. Их осуществлению содействуют: правильный режим, обеспечение
гигиенич. обстановки в семье и в детском саду и воспитание у детей
культурно-гигиенич. навыков и привычек, закаливание детского организма,
специально подобранные физич. упражнения и игры. Игры младших дошкольников
отличаются простотой сюжета, включают движения, к-рыми дети уже владеют,
построены в большинстве случаев на выполнении доступных ребенку и
интересных для него заданий (найти свой «дом», принести предмет и
т. п.). В средней и старшей группах детского сада движения в играх
становятся более разнообразными (бег, метание, лазание) и требуют
проявления ловкости, смелости, а также согласованных действий с другими
детьми. В старшее группе применяются игры, требующие более строгого
выполнения правил, включающие в себя элементы состязания. С детьми
средней и старшей групп дошкольного возраста в детском саду проводятся
1 раз в неделю обязательные занятия специально подобранными физич.
упражнениями, общей продолжительностью 20—25 мин. для средней и 25—30
мин. для старшей группы. Важным средством Ф. в. (Физическое воспитание)
детей средней и старшей групп дошкольного возраста также является
проведение ежедневной утренней гимнастики продолжительностью 4—8 мин.
Основными средствами Ф. в. (Физическое воспитание) в школе являются
гимнастика, спорт, туризм. Ф. в. (Физическое воспитание) школьников
осуществляется как во время уроков физкультуры, проводимых по специальной
программе в школе, так и во время внешкольной работы.
Ф. в. (Физическое воспитание) в высших учебных заведениях проводится
в форме учебных занятий (обязательный курс общей физич. подготовки
и факультативный курс спортивного совершенствования) и массовой спортивной
работы (занятия в спортивных секциях, участие в спортивных соревнованиях).
Ф. в. (Физическое воспитание) в высших учебных заведениях имеет целью
улучшение здоровья и всестороннее физич. развитие студентов на основе
комплекса «Готов к труду и обороне СССР», воспитание у них привычки
к повседневным занятиям физич. упражнениями и спортом, сообщение им
знаний и навыков в области методики Ф. в. (Физическое воспитание)
Курс общей физич. подготовки предусматривает занятия гимнастикой,
спортивными играми, легкой атлетикой, плаванием, лыжным спортом. Занятия
на факультативном курсе спортивного совершенствования проводятся в
секциях по отдельным видам спорта. Массовая спортивная работа в высших
учебных заведениях ведется вузовскими коллективами физич. культуры
и спортивными клубами.
Широко развивается в СССР самодеятельное физ-культурное движение.
Ф. в. (Физическое воспитание) в самодеятельном движении строится на
добровольных началах и организовано по производственному принципу.
Первичными организациями добровольных спортивных обществ являются
коллективы физич. культуры, призванные вовлекать трудящихся в занятия
спортом и систематически проводить тренировочные занятия и спортивные
соревнования. Коллективы физич. культуры организуются на фабриках,
заводах, в учреждениях, колхозах и т. д. См. Физическая культура.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ — процесс изменения форм и функций
организма человека на протяжении его жизни. Для изучения и характеристики
Ф. р. (Физическое развитие) условно выбирают ряд общих признаков,
поддающихся объективному учету и относительно простому измерению:
показатели роста, веса тела, окружности грудной клетки, спирометрии,
динамометрии и др. (см. Антропометрия). В этих же целях применяют
нормативы физич. подготовленности. Исходной предпосылкой Ф. р. (Физическое
развитие) являются естественные жизненные силы, задатки, к-рыми человек
наделен от природы. Однако направление Ф. р. (Физическое развитие)
, его характер и то, какие качества, признаки приобретает человек,
определяются всей совокупностью условий его жизни. Решающую роль при
этом играют общественные условия — условия материальной жизни, трудовая
деятельность, воспитание, гигиенич. условия и т. д.
Ф. р. (Физическое развитие) осуществляется по объективным законам:
по законам единства организма и условий жизни, единства наследственности
и изменчивости, взаимной связи функциональных и морфология, изменений,
по законам возрастной смены фаз и периодов развития и т. д. Ф. р.
(Физическое развитие) проходит ряд последовательных периодов и этапов.
В настоящее время пока еще нет общепринятой периодизации Ф. р. (Физическое
развитие) Обобщая данные различных авторов, можно с известной условностью
выделить следующие основные возрастные периоды и этапы развития человека:
|