В начало сайта
Содержание (карта) энциклопедии
Список основных сокращений
Как пользоваться энциклопедией
1147
пред. стр.

1148
след. стр.

поднимание и переноска предметов и т. п.; плавание, гребля, передвижение на лыжах, на коньках, на ве-лосипеде и др.), а также элементарные движения, специально составляемые и применяемые для решения особых педагогических и лечебных задач. В практике физич. воспитания исторически сложились и орга-низационно-методически оформились Ф. к. (Физические упражнения) в виде гимнастики, подвижных и спортивных игр, туризма и спорта.
Целесообразно подобранные и методически правильно применяемые Ф. к. (Физические упражнения) вовлекают в интенсивную работу весь опорнодвигательный аппарат, совершенствуют его функции и повышают работоспособность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют нервную систему. Результаты планомерного применения Ф. к. (Физические упражнения) поддаются измерению и выражаются в числовых показателях, отражающих в своей совокупности уровень физич. развития.
Систематическое и последовательное повторение Ф. к. (Физические упражнения) способствует формированию и совершенствованию жизнепно важных двигательных навыков (умение бегать, плавать, прыгать, ходить на лыжах и т. п.); в органич. связи с этим совершенствованием происходит развитие силы, быстроты, выносливости и ловкости. Выполнение Ф. к. (Физические упражнения) , как правило, связано с усвоением общих и специальных знаний, расширяющих кругозор занимающихся Ф. к. (Физические упражнения) (особые прикладные и технич. сведения и др.). Многие виды и формы Ф. к. (Физические упражнения) способствуют целесообразному развитию рук, кистей и пальцев, умению ловко обращаться с предметами, рационально сочетая при этом движения руками, ногами и туловищем (движения с палками, мячами, скакалками и другими предметами; игры в мяч, баскетбол, хоккей, волейбол и пр.; фехтование и др.). Систематич. преодоление физич. и психологич. трудностей, связанных с выполнением многих Ф. к. (Физические упражнения) (прыжки в глубину, высоту, длину; переход по узкой опоре на значительной высоте; борьба, бокс и другие виды единоборства; строгое соблюдение правил и подчинение судейству в состязаниях; большие и длительные физические и волевые усилия, требуемые современными методами спортивной тренировки и т. п.), способствует развитию решительности и смелости, дисциплинированности, настойчивости и упорства, хладнокровия, самообладания и других важных черт характера и поведения.
В системе Ф. к. (Физические упражнения) важное место занимают групповые, командные, коллективные действия, требующие согласованных, слаженных движений нескольких или многих занимающихся (групповые и командные игры, групповые вольные и акробатич. упражнения и др.). Методически правильное проведение этих Ф. к. (Физические упражнения) способствует воспитанию коллективизма, чувства ответственности, товарищеской спайки и т. п. Занятия Ф. к. (Физические упражнения) содействуют эстетич. воспитанию занимающихся, формированию и развитию у них умения видеть и ценить прекрасное, активному участию в создании прекрасного (умение устанавливать и поддерживать стройный порядок в расположении и перемещении упражняющегося коллектива; достижение мастерства движений, умение органически сочетать движения с музыкой и многое др.). Гигиенически грамотно проводимые Ф. к. (Физические упражнения) имеют огромное общеоздоровительное и профилактич. значение, составляя в этом отношении один из основных элементов в профилактической практике советского здравоохранения. Наряду с этим Ф. к. (Физические упражнения) играют очень важную роль в специальной профилактике и лечении многих заболеваний (корригирование и лечение различных нарушений осанки); широко используются самые разнообразные виды и формы Ф. к. (Физические упражнения) в качестве вспомогательного и зачастую самостоятельного средства лечения в ортопедии, хирургии, клинике внутренних и нервных заболеваний (см. Лечебная физкультура).
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — одна из состав-ных частей общей системы воспитания, имеющая целью укрепление здоровья человека и его правильное физич. развитие. В единстве с образованием, нравственным и эстетич. воспитанием и политехнич. обучением Ф. в. (Физическое воспитание) обеспечивает всестороннее развитие личности человека как полноценного члена общества.
На огромное значение Ф. в. (Физическое воспитание) для всестороннего развития человеческой личности указывали классики марксизма. Передовые русские педагоги и общественные деятели всегда уделяли большое внимание вопросам Ф. в. (Физическое воспитание) детей. К правильной постановке Ф. в. (Физическое воспитание) с самого раннего детства призывал В. Г. Белинский, указывая, что до 7 лет воспитание ребенка должно быть преимущественно физическим, обеспечивающим его здоровье. Великий русский педагог К. Д. Ушинский связывал Ф. в. (Физическое воспитание) с трудом, считая его необходимым условием умственного, нравственного и физич. развития человека. Он указывал на необходимость введения физич. упражнений в про-грамму школьных занятий, т. к. они содействуют борьбе с умственным утомлением, освежают внимание и укрепляют память учащихся. Оригинальную систему Ф. в. (Физическое воспитание) создал выдающийся русский анатом и педагог П. Ф. Лесгафт. Цель воспитания он видел в гармоническом, всестороннем развитии ребенка, к-рого можно достичь только путем нравственного, умственного и физич. воспитания в их единстве и взаимосвязи.
Ф. в. (Физическое воспитание) подрастающего поколения СССР является од-ним из необходимых элементов общей системы ком-мунистич. воспитания молодежи, направленной на создание гармонически развитого человека, гражданина, творца коммунистич. общества.
Основными задачами Ф. в. (Физическое воспитание) являются: укрепление здоровья и закаливание организма, правильное физич. развитие, формирование у подрастающего поколения необходимых двигательных умений и навыков, совершенствование физич. способностей, содействие созданию важнейших морально-волевых качеств (мужество, смелость, решительность, инициативность, находчивость, сила воли), коллективных действий, организованности, сознательной дисциплины, чувства дружбы и товарищества, четкости в работе, привычки к порядку и пр.
Укрепление здоровья и закаливание организма молодежи достигаются в процессе систематич. занятий физическими упражнениями при соблюдении соответствующих гигиенич. условий. Особое значение для укрепления здоровья имеют такие физич. упражнения, к-рые содействуют усилению процессов дыхания, кровообращения и обмена веществ, а также применяемые в соединении с физич. упражнениями закаливающие процедуры — воздушные и солнечные ванны, обливания и обтирания тела водой и т. д.
Правильное физич. развитие детей достигается укреплением и совершенствованием в процессе физич. упражнений прежде всего сердца и легких, нервной и мышечной систем, выработкой правильной осанки и развитием форм тела, к-рым в процессе Ф. в. (Физическое воспитание) придается необходимая гармония и красота. Это задача в основном разрешается применением упражнений, оказывающих влияние на формирование скелета и укрепление скелетных мышц, особенно мышц брюшного пресса и спины. При отсутствии правильно поставленных физич. упражнений в физич. развитии детей наблюдаются нередко недо-

Любопытства ради посмотреть:


Рейтинг@Mail.ru  
Яндекс.Метрика