Каждый из перечисленных периодов характеризуется количественными и
качественными особенностями Ф. р. (Физическое развитие) В периоды
становления организма наблюдаются прогрессивные изменения всех признаков
Ф. р. (Физическое развитие) Периоды зрелости характеризуются вначале
все большим уменьшением степени морфологических и функциональных изменений,
а затем — относительной стабилизацией большинства признаков ф. р.
(показателей роста, размеров тела, веса и др.). ф. р. происходит постепенно,
но неравномерно. Как видно из приводимых данных (см. таблицы 1 — 4),
наиболее высокие темпы Ф. р. (Физическое развитие) наблюдаются в первые
периоды жизни. За относительно небольшие отрезки времени происходят
наиболее значительные изменения форм и функций. Вместе с тем в эти
периоды организм наиболее пластичен, т. е. наиболее легко поддается
изменениям под влиянием тех или иных внешних условий. Поэтому в годы
становления организма имеются наиболее благоприятные возможности для
направленных воздействий на процесс Ф. р. (Физическое развитие) ,
для физич. воспитания. Нельзя отменить объективные законы Ф р., но
можно использовать их в целях «управления» процессом Ф. р. (Физическое
развитие) так, чтобы придать ему направление, необходимое для полноценной
жизни (в частности, отодвинуть наступление периодов старения), обеспечить
гармонич. совершенствование всех органов и систем, приобрести физич.
способности, необходимые для творческого труда. Первостепенную роль
в решении данной проблемы играет физическое воспитание. Оно включает
систему педагогически-организованных воздействий на Ф. р. (Физическое
развитие) , к-рые осуществляются посредством физических упражнений,
оздоравливающих факторов природы — солнечных облучений, свойств воздуха
и воды и гигиенич. условий (режим быта и др.). Основным средством
при этом служат физич. упражнения. Значение их как фактора воздействия
на ф. р. наглядно выявляется при сопоставлении показателей Ф. р. (Физическое
развитие) у лиц, систематически занимающихся и не занимающихся физич.
упражнениями (см. табл. 5). Систематически выполняя разнообразные
физич. упражнения, человек целесообразно изменяет, повышает свои функциональные
возможности. А это, в свою очередь, ведет к изменению форм строения
организма (в соответствии с формообразующей ролью функции).
Советская система физич. воспитания решает задачу всестороннего физич.
развития человека. Этого требуют интересы общественного прогресса,
стро-ительства нового, коммунистич. общества, в к-ром люди должны
гармонически сочетать духовное богатство, моральную чистоту и физич.
совершенство. Неуклонное повышение материального благосостояния народа,
бурный рост всех отраслей культуры, совершенствование системы воспитания
обеспечивает в сопиалистич. обществе небывалые условия для улучшения
показателей Ф. р. (Физическое развитие) населения.