В начало сайта
Содержание (карта) энциклопедии
Список основных сокращений
Как пользоваться энциклопедией
591
пред. стр.

592
след. стр.

Большую роль играют труды И. П. Павлова в раз-итии отечественной фармакологии. В исследованиях Н. П. Кравкова, развивавшего идеи Павлова, следует отметить эксперименты на изолированных органах, работы по изучению внутренней секреции. С фармакологич. исследованиями связаны успехи химиотерапии в СССР и развитие химико-фармацевтич. промышленности, синтез новых советских препаратов.
Социально-профилактич. направление советского здравоохранения и медицинской науки особенно полное выражение находит в гигиенич. дисциплинах (гигиена общая, коммунальная, гигиена труда, гигиена питания, школьная). Среди гигиенич. дисциплин особое место заняла социальная гигиена, в развитии к-рой участвовали виднейшие теоретики и организаторы советского здравоохранения Н. А. Семашко, 3. П. Соловьев. Большое развитие получили: коммунальная гигиена в связи с возникновением и быстрым ростом новых городов, реконструкцией страны и гигантским жилищным строительством; гигиена труда, перед к-рой возникли новые задачи, вызванные механизацией с.-х. производства, введением новых производственных процессов и созданием новых отраслей промышленности; гигиена питания в связи с широким развитием общественного питания.
Видное место в советской М. заняли эпидемиология, микробиология и вирусология. Разработаны и введены в практику новые высокоэффективные вакцины: противотулпремийная, противосибиреязвенная, противобруцеллезная, противогриппозная и др. Большие научные успехи достигнуты советскими микробиологами и эпидемиологами в решении проблемы вирусных инфекций — весенне - летнего энцефалита, японского (комариного) энцефалита на Дальнем Востоке, риккеттсиозов, геморрагических лихорадок и др., в борьбе с малярией (работы П. Г. Сергиева, В. Н. Беклемишева и др.). Е. Н. Павловский и его ученики создали новую теорию о природной очаговости трансмиссивных болезней, показавшую, что источником инфекции для различных заболеваний не всегда является больной человек, но в нек-рых случаях и различные жи-вотные, находящиеся в естественных условиях природы.
Из клинич. дисциплин учение И. П. Павлова в первую очередь оказало влияние на развитие клиники внутренних болезней: работы В. П. Образцова, Н. Д. Стражеско, А. И. Яроцкого, Н. И. Лепорского, относящиеся к заболеваниям органов брюшной полости, исследования Г. Ф. Ланга и А. Л. Мясникова, В. Ф. Зеленина и др. по гипертония, болезни, болезням сердца и сосудов, Е. М. Тареева -— по болезням почек. Советская хирургия избежала узко практич. уклона (сведения хирургии к оперативной технике) и развивается как передовая научно-практич., клинич. дисциплина с профилактич. направлением. Вопросы хирургии брюшной полости широко представлены в работах И. И. Грекова, С. С. Юдина и др.; блестящие работы в области хирургии сердца принадлежат А. Н. Бакулеву, А. А. Вишневскому, И. И. Джанелидзе, П. А. Куприянову, Е. Н. Мешалкину, Б. В. Петровскому; в развитии нейрохирургии много сделали Н. Н. Бурденко, А. Л. Поленов и др.; в области хирургия, лечения опухолей большое место занимают работы Н. Н. Петрова, П. А. Герцена, А. Г. Савиных, А. И. Савицкого, Н. Н. Блохина и др. Не менее успешно развиваются и другие отрасли клинич. медицины.
Исследования в области М. ведутся по государст-венным планам. Высшим научно-медицинским органом страны, осуществляющим руководство в этой области, является Академия медицинских наук СССР, основанная в 1944 г.
Успехи мед. науки в СССР способствовали выдаю-щимся и имеющим принципиальное значение достижениям — резкому снижению общей и детской смертности, повышению продолжительности жизни, снижению инфекционных заболеваний, ликвидации в СССР таких болезней, как чума, холера, натуральная оспа, возвратный тиф. Близки к ликвидации малярия, сифилис и многие другие заболевания.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 января 1960 г. «О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охране здоровья населения СССР» способствовало значи-тельному увеличению материальных возможностей развития М. в СССР и поставило перед ней задачи, разрешение к-рых позволит приблизиться к ликвидации наиболее тяжелых заболеваний (рак и др.) и на новую ступень поднять борьбу за здоровье человека и его долголетие.
МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — система подготовки мед. работников всех профилей, а также совокупность знаний и практич. навыков, необходимых для выполнения работы врача или среднего мед. персонала.
В СССР имеется (1960 г.) 72 мед. ин-та, 2 стоматологических, 6 фармацевтических, 4 мед. факультета университетов. Все высшие мед. учебные заведения находятся в подчинении министерств здравоохранения союзных республик, на территории к-рых они расположены, содержатся на государственном бюджете, работают по единому уставу, по единым планам и программам, утверждаемым Министерством здравоохранения СССР.
В высшие мед. учебные заведения принимаются лица от 17 до 35 лет с законченным средним (обще-образовательным) или средним мед. образованием, успешно сдавшие вступительные экзамены (русский и иностранный языки, физика и химия). При приеме отдается предпочтение лицам, имеющим стаж производственной работы не менее двух лет. Высшие мед. учреждения СССР готовят специалистов по пяти специальностям: лечебное дело, педиатрия, санитарное дело, стоматология и фармация. В соответствии с этими профилями мед. ин-ты имеют в своем составе от одного до пяти факультетов: лечебный, педиатрический, санитарно - гигиенический, стоматологический, фармацевтический.
Задачей мед. ин-тов является подготовка врача, способного к самостоятельной врачебной деятельности после окончания: лечебного факультета — в области терапии, хирургии и акушерства; педиатрич. факультета — в роли врача по детским болезням; санитарно - гигиенич. факультета — в роли санитарного врача, эпидемиолога или бактериолога; стоматологич. ин-ты и факультеты готовят врачей - стоматологов (наряду с подготовкой врачей - стоматологов в СССР имеются средние мед. учебные заведения — зубоврачебные школы, готовящие зубных врачей).
Программа мед. ин-тов рассчитана на 6-летний срок обучения; в стоматологических — на 5 лет. Учебный год делится на 2 семестра, после каждого из них проводится экзаменационная сессия. Особое внимание в учебных планах уделяется практич. обучению студента. Для приближения студента к условиям его будущей работы проводится произ-


Любопытства ради посмотреть:


Рейтинг@Mail.ru  
Яндекс.Метрика