23,7 млн. советских граждан. В массовых соревнованиях, предшествовавших
II Спартакиаде народов СССР (1958 и 1959 гг.), участвовало более 40
млн. человек. Советские спортсмены, участвуя впервые в XV Олимпийских
играх (1952 г.), завоевали 22 золотых, 30 серебряных и 19 бронзовых
медалей. Советские спортсмены занимают сейчас первое место в мире
по числу принадлежащих им мировых рекордов. На XVII Олимпийских играх
(1960 г.) они завоевали 43 золотых, 29 серебряных и 31 бронзовую медаль,
значительно опередив спортсменов других стран. За годы Советской власти
построены тысячи спортивных сооружений (к 1960 г. в стране было 2
407 стадионов, 31456 футбольных полей).
Значительное развитие получили за послевоенный период международные
связи советских спортсменов. Советские спортивные организации состояли
в 1960 г. членами в 34 международных объединениях по разным видам
С. (Спорт). За послевоенные годы участились международные встречи
советских спортсменов, служащие благородному делу укрепления дружбы
и взаимопонимания между народами. Так, в 1959 г. советские спортсмены
имели 705 товарищеских спортивных встреч со спортсменами 51 страны
мира против 11 стран в 1949 г. За 1959 г. наши спортсмены участвовали
в 33 первенствах мира, первенствах Европы и других официальных международных
первенствах, завоевав в общей сложности 481 медаль. СПОРТИВНЫЕ
ИГРЫ — по преимуществу подвижные игры, в к-рых ярко выражена
спортивная борьба — соревнование между двумя командами или отдельными
игроками. В СССР наиболее распространены С. и. (Спортивные игры) :
футбол, волейбол, хоккей с мячом, хоккей с шайбой, баскетбол, ручной
мяч, теннис, малый теннис, настольный теннис, городки, водное поло,
русская лапта и др. За рубежом распространены также бейсбол, регби,
американский футбол, гольф, хоккей на траве, бадминтон, пушбол, крикет,
ксрлинг и др.
Характерными признаками С. и. (Спортивные игры) , помимо стремления
к победе над противником, борьбы за первенство, выигрыша приза, являются
коллективность действий игроков команды, специализация игроков по
местам в команде и др.
С. и. (Спортивные игры) , связанные с бегом, прыжками, метаниями,
ударами и пр., оказывают на занимающихся большое оздоровительное влияние.
Проводимые на свежем воздухе, при правильно организованных занятиях,
они укрепляют сердечно-сосудистую и дыхательную систему, усиливают
обмен веществ и развивают двигательный аппарат человека.
С. и. (Спортивные игры) отличаются быстрыми разнообразными действиями
участников. Обстановка, в к-рой развер-тываются эти действия, постоянно
изменяется. Игрок, действуя в быстро и неожиданно изменяющихся условиях,
должен видеть расположение как своих партнеров, так и противников,
должен хорошо ориен-тироваться в складывающихся ситуациях. Все это
требует умения концентрировать внимание, правильно распределять и
быстро переключать его. Занятия С. и. (Спортивные игры) дают возможность
развить большую подвижность нервных процессов.
Правильно организованные занятия С. и. (Спортивные игры) содействуют
развитию у спортсмена смелости, решительности, настойчивости, инициативности,
дисциплинированности, товарищеской взаимопомощи. Ярко выраженный элемент
борьбы — стремление к победе, к лучшему результату — предъявляет к
участникам С. и. (Спортивные игры) высокие требования в отношении
овладения техникой и тактикой игры, физич. подготовленности, моральных
и волевых качеств, систематической учебно-тренировочной работы.
С. и. (Спортивные игры) проводятся по единым правилам, к-рые являются
обязательным руководством для проведения соревнований. Единая всесоюзная
спортивная классификация определяет порядок присвоения спор-тивных
званий и разрядов в зависимости от уровня достигнутых результатов.
Для присвоения 2-го и 1-го спортивных разрядов и особенно звания «мастера
спорта» необходимы высокие результаты, к-рые могут быть достигнуты
только при систематич. тренировке и регулярном участии в спортивных
соревнованиях.
В каждой С. и. (Спортивные игры) игроки должны овладеть техникой и
тактикой игры. Под техникой в С. и. (Спортивные игры) понимают специальные
приемы, необходимые для ведения игры, напр. в футболе удары ногой
по мячу, в хоккее ведение шайбы клюшкой, броски и т. п., в теннисе
удары ракеткой, в баскетболе ловля и броски мяча и пр. Под тактикой
в С. и. (Спортивные игры) понимается организация индивидуальных и
коллективных действий игроков и команды, направленных на достижение
победы над противником.
Обучение и тренировку в С. и. (Спортивные игры) следует рассматривать
как единый педагогич. процесс. Обучением принято называть начальный
период спортивной подготовки, в к-ром занимающиеся приобретают прежде
всего новые знания, умения и навыки. Тренировка — дальнейший процесс
подготовки: спортсмен под руководством педагога-тренера и самостоятельно
непрерывно повышает свой тактико-технич. уровень на основе всесторонней
физич. подготовленности и совершенствующихся моральных и волевых качеств,
стремясь достичь наивысших результатов. Успешное решение этих задач
зависит прежде всего от личности педагога, к-рый является центральной
фигурой в учебно-воспитательном процессе.
В советской системе физич. воспитания С. и. (Спортивные игры) за-нимают
видное место; они получили массовое распространение: ими занимаются
в добровольных спортивных обществах, школах и вузах, на предприятиях
и в учреждениях, колхозах и совхозах, в Советской Армии, Военно-Морском
Флоте и др.
Большое значение С. и. (Спортивные игры) имеют как средство популяризации
спорта и пропаганды физич. культуры. Миллионы зрителей ежегодно посещают
соревнования по С. и. (Спортивные игры) , огромное количество трудящихся
вовлечено в физкультурное движение через С. и. (Спортивные игры) ;
такие С. и. (Спортивные игры) , как, напр., футбол, волейбол, стали
подлинно народными играми.
Многочисленные международные соревнования по С. и. (Спортивные игры)
с участием советских спортсменов служат делу укрепления дружбы между
народами, расширению и укреплению международных спортивных связей.
С. и. (Спортивные игры) широко используются в качестве одного из средств
активного отдыха трудящихся. В санаториях отдельные С. и. (Спортивные
игры) применяются в лечебных целях; в этих случаях создают облегченные
условия игры (дозировка по времени, количественным и качественным
показателям, упрощение правил и т. п.) для достижения положительного
воздействия на организм. СПОРЫ (от греч. spora
— сеяние, посев, семя) — составная часть нек-рых бактерий, являющаяся
одним из приспособлений к существованию в неблагоприятных условиях.
У большинства спороносных бактерий (бацилл) бывает но одной С. (Споры)
в клетке и только у небольшого количества их две. С. (Споры) — круглые
или овальные образования, помещающиеся в середине или на конце тела
бактерии. С. (Споры) окружены оболочкой, непроницаемой для воды и
состоящей из жироподобных веществ — липоидов, что обеспечивает значительную
выносливость С. (Споры), к-рые |