изменения, к-рые можно установить только под микроскопом; патологическую
физиологию, изучающую функциональные изменения в больном организме
и вскрывающую закономерности происхождения, возникновения, течения
и исхода болезненных процессов, т. е. причины возникновения патологич.
процессов (этиология), механизма их развития (патогенез), типовые
патологич. процессы (воспаление, лихорадка), общие закономерности
поражений в различных системах и органах, и их течение.
П. (Патология) разделяется на общую и частную. Общая П. (Патология)
занимается изучением общих закономерностей патологич. процессов, установлением
общих черт их развития, возникновения и исхода. Частная патология
изучает нарушения функций отдельных органов и систем всего организма
в целом при различных болезнях. Кроме того, выделяют экспериментальную
П. (Патология), сравнительную П. (Патология), клинич. П., краевую
П. (Патология) и палеопатологию. Экспериментальная П. (Патология)
широко использует опыты на животных. Сравнительная П. (Патология)
занимается исследованием патологич. процессов у различного вида животных
и человека в сравнительно - эволюционном разрезе. Клинич. П. (Патология)
выполняет экспериментально - физиологич. исследования в клинике у
постели больного с целью определения функционального состояния органов
и систем, а также специальные клинико-лаборатор-ные, биохимические
и др. исследования. Краевая П. (Патология) изучает заболевания человека
и животных в связи со специфич. особенностями географич. положения
местности и климатич. условий. Палеопатология занимается изучением
следов патологич. процессов у мумий и у ископаемых животных.
Выдающимися патологами в России были А. И. Полунин, М. М. Руднев,
В. В. Пашутин, А. А. Богомолец, А. И. Абрикосов, Г. П. Сахаров, во
Франции — К. Биша, Р. Лаэннек, в Германии — Р. Вирхов, Л. Ашофф и
др. ПАТРОНАЖ (франц. patronage — покровительство,
попечительство) — организованная система мед. обслуживания детей раннего
детского возраста, а также беременных женщин или больных людей в условиях
их домашней обстановки. Применяется в детских консультациях - поликлиниках,
женских консультациях, в туберкулезных и других диспансерах, частично
в детских яслях. В каждом из этих лечебно-профилактических и воспитательных
учреждений П. (Патронаж) имеет свои особенности, цели и задачи.
Наибольшее развитие П. (Патронаж) получил в работе детских консультаций.
Каждый врач детской консультации - поликлиники имеет свой территориальный
участок работы; в помощь врачу имеется одна или две т. наз. патронажные
сестры, каждая из к-рых обслуживает на дому детей своего участка.
При каждом посещении на дому патронажная сестра обследует состояние
здоровья ребенка, выясняет, каков за ним уход, имеются ли необходимые
предметы ухода (отдельные кроватка и ванночка, комплекты белья, ванный
и мед. термометры и т. п.), нет ли в окружении ребенка больных, каковы
материально-бытовые условия жизни семьи. На основе всех этих данных
сестра и врач обучают мать уходу, вскармливанию и воспитанию ребенка
в конкретной домашней обстановке, оказывают социальную помощь (через
юридич. консультации). Сестра проводит на дому у матери ряд бесед
на санитарно - просветительные темы: значение грудного вскармливания,
техника вскармливания ребенка, уход за ребенком, закаливание ребенка,
профилактика рахита, туберкулеза, желудочно-кишечных заболеваний;
о кори, о предохранительных прививках против оспы, дифтерии, коклюша,
полиомиелита, туберкулеза, о прикорме, о физкультуре ребенка раннего
детского возраста, о воспитании ребенка и т. д.
При заболевании ребенка врач и сестра обучают мать, как ухаживать
за ребенком на дому, а также проводят все необходимые лечебные меры.
В случае необходимости данные, полученные при П. (Патронаж) , используются
детской консультацией для оказания родителям материально-бытовой или
социально-правовой помощи (постановка вопроса об улучшении жилищных
условий, получении государственных пособий по многодетности, пособий
матери-одиночке, помещение ребенка в ясли, в дом ребенка и т. п.).
П. (Патронаж) детской консультацией проводится в отношении беременной
женщины на последнем месяце ее беременности, в отношении новорожденного
ребенка не позднее 3-го дня по выписке его из родильного дома. Далее,
на 1-м месяце жизни 1 раз в неделю, со 2-го по 6-й месяцы — 2 раза
в месяц, с 7-го по 12-й месяц — 1 раз в месяц. В случае необходимости
(заболевание ребенка и т. п.) П. (Патронаж) проводится чаще. В отношении
ребенка старше 1 года П. (Патронаж) осуществляется по мед. показаниям.
П. (Патронаж) женской консультацией проводится в отношении беременных
женщин и женщин, находящихся в послеродовом периоде. Патронажная сестра
или акушерка должна посетить находящуюся под наблюдением 3 раза в
течение беременности и 1 раз после родов.
На селе П. (Патронаж) осуществляется патронажной сестрой сельского
врачебного участка, фельдшерами и акушерками фельдшерско-акушерских
пунктов и колхозных родильных домов.
ПАХТАНЬЕ, пахта, — отход, получаемый при сбивании
масла из сливок. Применяется для вскармливания детей грудного возраста.
П. (Пахтанье) для питания детей готовят из обезжиренного молока (П.
содержит 1,5% жира) с добавлением сахара и муки. Правильно приготовленное
П. (Пахтанье) должно иметь очень мелкие хлопья свернувшегося белка.
При встряхивании осадок его должен быстро и равномерно смешиваться
с сывороткой. П. применяют только по назначению врача в качестве лечебной
пищи детям во время поноса (при необходимости в питании ограничить
жир), а также в качестве дополнительного источника белка при недостаточном
нарастании веса у детей, кормящихся грудью. ПЕДЕРАСТИЯ (от греч.
pais — дитя, мальчик и еrао — люблю), мужеложество, — гомосексуальные
отношения между лицами мужского пола. См. Половые извращения.
ПЕДИАТРИЯ (от греч. pais — ребенок и iatreuo — лечу)
— учение о детских болезнях. П. (Педиатрия) выделилась в самостоятельную
мед. дисциплину только в 19 в. До этого времени не было ни детских
больниц, ни детских врачей; лечением детей занимались акушерки, врачи-акушеры
или терапевты. Основные физиологич. особенности детей не были изучены,
а следовательно, недостаточно ясна была и патология; смертность детей
на первом году жизни была чрезвычайно велика.
В 19 в. начали организовываться специальные детские учреждения; одной
из первых в Европе была открыта детская больница в Петербурге (в 1834
г.), а затем в Москве (в 1842 г.). Обе эти больницы в настоящее время
носят имя знаменитого русского педиатра Н. Ф. Филатова. Начало систематич.
изучению особенностей течения детских болезней положили работы франц.
врачей К. Бийяра, Э. Бушю, А. Бартеза (20—30-е гг. 19 в.). Первыми
детскими |