Большую роль играют труды И. П. Павлова в раз-итии отечественной фармакологии.
В исследованиях Н. П. Кравкова, развивавшего идеи Павлова, следует
отметить эксперименты на изолированных органах, работы по изучению
внутренней секреции. С фармакологич. исследованиями связаны успехи
химиотерапии в СССР и развитие химико-фармацевтич. промышленности,
синтез новых советских препаратов.
Социально-профилактич. направление советского здравоохранения и медицинской
науки особенно полное выражение находит в гигиенич. дисциплинах (гигиена
общая, коммунальная, гигиена труда, гигиена питания, школьная). Среди
гигиенич. дисциплин особое место заняла социальная гигиена, в развитии
к-рой участвовали виднейшие теоретики и организаторы советского здравоохранения
Н. А. Семашко, 3. П. Соловьев. Большое развитие получили: коммунальная
гигиена в связи с возникновением и быстрым ростом новых городов, реконструкцией
страны и гигантским жилищным строительством; гигиена труда, перед
к-рой возникли новые задачи, вызванные механизацией с.-х. производства,
введением новых производственных процессов и созданием новых отраслей
промышленности; гигиена питания в связи с широким развитием общественного
питания.
Видное место в советской М. заняли эпидемиология, микробиология и
вирусология. Разработаны и введены в практику новые высокоэффективные
вакцины: противотулпремийная, противосибиреязвенная, противобруцеллезная,
противогриппозная и др. Большие научные успехи достигнуты советскими
микробиологами и эпидемиологами в решении проблемы вирусных инфекций
— весенне - летнего энцефалита, японского (комариного) энцефалита
на Дальнем Востоке, риккеттсиозов, геморрагических лихорадок и др.,
в борьбе с малярией (работы П. Г. Сергиева, В. Н. Беклемишева и др.).
Е. Н. Павловский и его ученики создали новую теорию о природной очаговости
трансмиссивных болезней, показавшую, что источником инфекции для различных
заболеваний не всегда является больной человек, но в нек-рых случаях
и различные жи-вотные, находящиеся в естественных условиях природы.
Из клинич. дисциплин учение И. П. Павлова в первую очередь оказало
влияние на развитие клиники внутренних болезней: работы В. П. Образцова,
Н. Д. Стражеско, А. И. Яроцкого, Н. И. Лепорского, относящиеся к заболеваниям
органов брюшной полости, исследования Г. Ф. Ланга и А. Л. Мясникова,
В. Ф. Зеленина и др. по гипертония, болезни, болезням сердца и сосудов,
Е. М. Тареева -— по болезням почек. Советская хирургия избежала узко
практич. уклона (сведения хирургии к оперативной технике) и развивается
как передовая научно-практич., клинич. дисциплина с профилактич. направлением.
Вопросы хирургии брюшной полости широко представлены в работах И.
И. Грекова, С. С. Юдина и др.; блестящие работы в области хирургии
сердца принадлежат А. Н. Бакулеву, А. А. Вишневскому, И. И. Джанелидзе,
П. А. Куприянову, Е. Н. Мешалкину, Б. В. Петровскому; в развитии нейрохирургии
много сделали Н. Н. Бурденко, А. Л. Поленов и др.; в области хирургия,
лечения опухолей большое место занимают работы Н. Н. Петрова, П. А.
Герцена, А. Г. Савиных, А. И. Савицкого, Н. Н. Блохина и др. Не менее
успешно развиваются и другие отрасли клинич. медицины.
Исследования в области М. ведутся по государст-венным планам. Высшим
научно-медицинским органом страны, осуществляющим руководство в этой
области, является Академия медицинских наук СССР, основанная в 1944
г.
Успехи мед. науки в СССР способствовали выдаю-щимся и имеющим принципиальное
значение достижениям — резкому снижению общей и детской смертности,
повышению продолжительности жизни, снижению инфекционных заболеваний,
ликвидации в СССР таких болезней, как чума, холера, натуральная оспа,
возвратный тиф. Близки к ликвидации малярия, сифилис и многие другие
заболевания.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 января 1960 г.
«О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охране
здоровья населения СССР» способствовало значи-тельному увеличению
материальных возможностей развития М. в СССР и поставило перед ней
задачи, разрешение к-рых позволит приблизиться к ликвидации наиболее
тяжелых заболеваний (рак и др.) и на новую ступень поднять борьбу
за здоровье человека и его долголетие. МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
— система подготовки мед. работников всех профилей, а также совокупность
знаний и практич. навыков, необходимых для выполнения работы врача
или среднего мед. персонала.
В СССР имеется (1960 г.) 72 мед. ин-та, 2 стоматологических, 6 фармацевтических,
4 мед. факультета университетов. Все высшие мед. учебные заведения
находятся в подчинении министерств здравоохранения союзных республик,
на территории к-рых они расположены, содержатся на государственном
бюджете, работают по единому уставу, по единым планам и программам,
утверждаемым Министерством здравоохранения СССР.
В высшие мед. учебные заведения принимаются лица от 17 до 35 лет с
законченным средним (обще-образовательным) или средним мед. образованием,
успешно сдавшие вступительные экзамены (русский и иностранный языки,
физика и химия). При приеме отдается предпочтение лицам, имеющим стаж
производственной работы не менее двух лет. Высшие мед. учреждения
СССР готовят специалистов по пяти специальностям: лечебное дело, педиатрия,
санитарное дело, стоматология и фармация. В соответствии с этими профилями
мед. ин-ты имеют в своем составе от одного до пяти факультетов: лечебный,
педиатрический, санитарно - гигиенический, стоматологический, фармацевтический.
Задачей мед. ин-тов является подготовка врача, способного к самостоятельной
врачебной деятельности после окончания: лечебного факультета — в области
терапии, хирургии и акушерства; педиатрич. факультета — в роли врача
по детским болезням; санитарно - гигиенич. факультета — в роли санитарного
врача, эпидемиолога или бактериолога; стоматологич. ин-ты и факультеты
готовят врачей - стоматологов (наряду с подготовкой врачей - стоматологов
в СССР имеются средние мед. учебные заведения — зубоврачебные школы,
готовящие зубных врачей).
Программа мед. ин-тов рассчитана на 6-летний срок обучения; в стоматологических
— на 5 лет. Учебный год делится на 2 семестра, после каждого из них
проводится экзаменационная сессия. Особое внимание в учебных планах
уделяется практич. обучению студента. Для приближения студента к условиям
его будущей работы проводится произ- |