образные китайские методы лечения: прижигание — мокса — и иглоукалывание
— акупунктура, получившие широкое распространение и применяемые поныне;
появились первые крупные врачи, например Бянъ Цио, живший в 6 в. до
н. э. и оставивший «Трактат о болезнях», в к-ром описывается диагностика
по состоянию пульса. Позднее широкую известность получил хирург Хуа
Ту (2 в.) и автор 52-томной фармакопеи Ли Ши-чжэн (16 в.). Влияние
китайской М. (Медицина) распространялось на многие страны Востока.
Индийская М. (Медицина) также возникла в глубокой древности и развивалась
самостоятельно. Медицинские сведения нашли отражение в сводах законов
Ману (2 в. до н. э.) и в «Аюрведах» (книгах жизни), в к-рых, так же
как и в китайской медицине, большое значение придавалось гигиенич.
предписаниям: рекомендовались физич. упражнения, осуждалось злоупотребление
наркотиками и алкоголем, рекомендовалось соблюдение чистоты, уход
за телом; обоснованы были правила питания — ограничивалось употребление
мяса, рекомендовались растительная пища и молоко. Отчетливо описаны
были многие болезни — проказа, геморрой, психич. болезни, желтуха
и др. Появились специалисты — врачи, лечившие определенные заболевания,
напр. хирур-гические или укусы ядовитых змей. Хирургия считалась в
Индии первой и лучшей из всех медицинских наук. В древнеиндийской,
как и в древнекитайской, М. (Медицина) большое внимание уделялось
исследованиям пульса и мочи. Выдающийся врач Суш-рута (один из авторов
«Аюрведы») пытался разработать общую теорию М. (Медицина), где под
опыт, добытый медицинскими приемами, подводилось теоретич. обоснование,
указывалось, что в человеческом теле сочетаются три начала — воздушное,
слизь и желчь. Однако, если практика индийской М. (Медицина) давала
удовлетворительные результаты, то теория ее была построена на фантастич.
предположениях.
Огромную роль в развитии М. (Медицина) сыграли древнегреческие врачи.
Знаменитый врач, философ и естествоиспытатель Гиппократ (460—377 гг.
до н. э.) учил врачей наблюдательности и внимательному исследованию
больного. Требование лечить не болезнь, а больного было главным его
принципом; задачей врача он считал — способствовать тому, чтобы природные
силы организма одолели болезнь. В многочисленных его сочинениях, дошедших
до нас в виде «Гиппократова сборника», изложена система взглядов,
помогавшая врачам на протяжении многих веков распознавать болезни
и лечить их. Материалистич. представление о болезни, на к-рое указывал
Гиппократ, борясь с теми, кто давал им религиозное объяснение, отражало
накопленный на протяжении веков опыт; особое внимание обращалось на
среду, в к-рой живет человек, на влияние климата, воды, почвы, образа
жизни на происхождение болезни. Гиппократ и его последователь римский
врач Гален (131—210 гг. н. э.), анатомич. и физиологич. представления
к-рого служили основой М. (Медицина) вплоть до 16 в., оказали огромное
влияние на развитие медицины в Европе: на протяжении многих веков
[до появления Авиценны (Ибн Сины, ок. 980—1037 гг.)] эти два авторитета
в области М. (Медицина) были наивысшими.
В эпоху средневековья медицина в странах Западной Европы была в подчинении
церкви и находилась под влиянием схоластики. Врачи основывали диагноз
и лечение не на наблюдении больного и рациональных лечебных мерах,
а на отвлеченных рассуждениях; церковь запрещала вскрытие трупов,
что тормозило развитие М. (Медицина). Так как врачам было запрещено
выполнение операций, всегда связанных с кровотечением, хирургия, в
противоположность терапии, находилась в руках необразованных цирюльников,
костоправов и т. п. Немногочисленные медицинские факультеты университетов
готовили ничтожное количество врачей; лишь в немногих из них — в Салерно
и в Падуе (Италия) — велась научная работа.
В эту эпоху во всех странах Европы врачи руко-водствовались идеями
знаменитой книги «Канон врачебной науки», созданной выдающимся средне-азиатским
врачом Авиценной (Ибн Синой). Крупный философ, естествоиспытатель
и врач Авиценна систематически изложил медицинские знания своей эпохи,
обогатив каждый раздел М. (Медицина) Наблюдательность Авиценны позволила
ему открыть новые пути в диагностике и лечении заболеваний. Большое
значение Ибн Сина придавал влиянию среды, в к-рой живет человек; поэтому
гигиенич. раздел «Канона» был разработан особенно подробно. Средневековая
восточная М. (Медицина) выдвинула и других замечательных врачей: ар-Рази
(864—У25 гг.) в своем труде об оспе и кори дал описание этих заболеваний,
Али ибн Аббас (умер в 994 г.), Ибн-аль-Хайсам (965—1038 гг.) и другие
внесли в М. (Медицина) много ценных открытий.
Эпоха Возрождения принесла новый расцвет М. (Медицина) В 16 в. анатом
фламандец А. Везалий, работавший в Падуанском университете, исправил
ошибки Галена в учении о строении человеческого тела и заложил основы
подлинно научной анатомии. Развитие естествознания, в частности физики
и химии, помогло возникновению новых принципов в М. (Медицина) — сделаны
были первые удачные попытки использовать законы физики и химии при
лечении болезней (иатрофизика и иатрохимия, от греч. iatros— врач).
Хирургию развивали врачи-практики, среди к-рых французский хирург
Амбруаз Паре внес ряд ценных методов, в частности в обработку ран
(заменил прижигание ран раскаленным железом перевязкой из чистой ткани).
Развитие в 17—18 вв. промышленности и увеличение числа рабочих выдвинули
задачу изучения профессиональной патологии: итал. врач Б. Рамаццини
в труде «О болезнях ремесленников» описал около 50 профессиональных
заболеваний. Англ. врач У. Гарвей в 1628 г. опубликовал свой труд
о кровообращении. Это открытие было встречено официальной наукой враждебно,
и потребовались многие годы для того, чтобы учение Гарвея стало общепризнанным.
Клинический принцип наблюдения больного, сопровождающийся опытной
проверкой лечения, приобретал все большее распростра-нение. Профессор
Лейденского университета Г. Бургав воспитал плеяду видных врачей,
стоящих на новых позициях: врача-материалиста Ж. О. Ламетри во Франции,
Дж. Прингла в Англии, Г. ван Свитена в Австрии, А. Галлера в Германии
и многих других.
В эту эпоху продолжалась борьба в М. (Медицина) между материалистич.
и идеалистич. течениями: витализму, согласно к-рому жизненными явлениями
якобы управляют особые нематериальные, сверхъестественные силы («жизненная
сила», «энтелехия», «душа»), противопоставлялись материалистич. взгляды,
раз-вивавшиеся в Голландии Г. Леруа (1598 г. — 1679 г.), во Франции
Ж. Ламетри (1709—51 гг., его книга «Человек- машина») и П. Кабанисом
(1757 г. — 1808 г.), деятелем французской революции.
В 19 в. капитализм, победивший в Европе как общественно-экономич.
формация, принес значит, рас- |