В начало сайта
Содержание (карта) энциклопедии
Список основных сокращений
Как пользоваться энциклопедией
263
пред. стр.

264
след. стр.

через нос воздуха. В носоглотку же открываются т. наз. евстахиевы, или слуховые, трубы, посредством к-рых Г. (глотка) сообщается с полостью среднего уха (барабанной полостью); это объясняет, почему при катаре глотки воспаление может перейти на устье этих труб и понизить восприятие звуков. В среднюю часть глотки спереди посредством зева открывается полость рта — это нормальный путь для поступления в Г. (глотка) пищи. В нижний отдел Г. (глотка) спереди открывается гортань, ниже этого места Г. (глотка) переходит в пищевод. Т. обр. в Г. (глотка) как бы перекрещиваются дыхательные и пищеварительные пути, чем объясняются случаи попадания пищи не в «то горло»: из полости рта в гортань, при разговоре во время еды и т. п. Мышечный слой стенки Г. (глотка) обеспечивает глотательные движения — переход пищевого комка из полости рта в Г. (глотка) и дальнейшее его продвижение в пищевод; при акте глотания дыхательные пути изолируются: мягкое небо (небная занавеска) под-нимается и, прижимаясь к задней стенке Г. (глотка), отделяет носоглотку от средней части Г. (глотка); специальные мышцы подтягивают Г. (глотка) кверху и кпереди; благодаря этому подтягивается кверху и гортань, и корень языка придавливает надгортанник, к-рый т. обр. закрывает вход в гортань, препятствуя попаданию пищи в дыхательные пути.
ГЛУХОНЕМОТА — состояние, при к-ром отсутствует способность к восприятию звуков (глухота) и возможность общения с окружающими с помощью речи (немота). Основным в Г. (глухонемота) является глухота, а немота обычно присоединяется к глухоте. Если у ребенка имеется врожденная глухота или он потерял слух в раннем детстве, то он не может научиться говорить вследствие того, что не слышит речи окружающих. В тех случаях, когда глухота развивается в тот период, когда ребенок уже может немного говорить, все же после заболевания, вызвавшего глухоту, он постепенно разучивается говорить и становится немым. Глухонемые дети правильно ориентируются в окружающей обстановке. У них развивается т. наз. мимико - жестикулярная речь. Иногда она достигает такой степени, что позволяет ребенку обобщать свои восприятия. Однако мимико-жестикулярная речь не может в достаточной мере возместить отсутствие словесной речи; она ограничена как средство общения (т. к. пригодна для общения лишь с узким кругом людей, к-рые с ней знакомы) и в качестве базы мышления Компенсация Г. (глухонемота) возможна лишь при условии специального обучения и воспитания.
Глухонемой ребенок до школы подражает речи окружающих. На этой стадии развития у него наблюдаются только выкрики или отдельные похожие на слова созвучия но овладеть речью он не может. Только в результате специального обучения, когда педагог особыми приемами учит ребенка подражать звукам человеческой речи, у него формируется язык слов. Перед педагогом стоит задача вызвать у ребенка с помощью зрения и осязания более или менее точное воспроизведение того или иного звука или слова, закрепить и автоматизировать приобретенное ребенком умение и научить его связывать повое слово с понятием или представлением о предмете. Главную роль при освоении ребенком произношения звуков и слов (при т. наз. постановке голоса и звуков) играют зрительные ощущения, дрожания гортани (вибрации). Учитель приближает руки ученика к своей гортани, щеке или груди для того, чтобы ученик ощущал вибрацию при произношении того или иного звука и мог потом прове-рить на своей гортани, щеке или груди интенсивность и характер колебаний. Вместе с тем ребенок может воспринимать с губ или с лица произношение педагога и контролировать с помощью зеркала свое произношение.
Помимо самих речевых движений, глухонемой может воспринимать зрительно и нек-рые побочные явления, связанные со звуконроизношением, напр. отклонение поднесенной ко рту полоски бумага, колебание пламени свечи, запотевание поверхности зеркала, к-рые вызываются выдыхаемой струей воздуха. Все это используется в обучении глухонемых произношению. Возможность визуального (т. е. глазом) контроля над произносимым значительно расширяется в случае применения аппаратуры, трансформирующей связанные с речью механич. явления и оптич. сигналы. К такой аппаратуре относятся, напр., виброскоп (аппарат, улавливающий вибрацию хрящей носа и гортани), вольтметр, осциллоскоп (показывающие силу голоса), спектрограф, известный под названием «видимая речь».
Глухонемые, обладающие остатками слуха, могут в нек-рой мере использовать и его для усвоения произносительной стороны речи. Роль остатков слуха для усвоения глухонемыми произношения значительно расширяется при применении современной звукоусиливающей аппаратуры.
Обучение и воспитание глухонемых детей в Советском Союзе осуществляются в специальных учре-ждениях. Для самого младшего возраета имеются специальные ясли, к-рые находятся в ведении местных органов здравоохранения. В яслях воспитываются глухонемые дети от 1—2 до 3 лет. Дети, достигшие 3-летнего возраста, направляются в детские сады (дома), где они пребывают до 7 лет. В яслях и детских садах для глухонемых ведется работа по физическому, умственному, нравственному, трудовому и эстетич. воспитанию детей. Вместе с тем с глухонемыми воспитанниками проводится большая специальная педагогич. работа, направленная на формирование у детей словесной речи (включая навыки произношения и чтения с губ), развитие и использование остатков слуха, а также на развитие моторики у детей (музыкально-двигательные занятия).
В соответствии с законом о всеобщем обязательном обучении все глухонемые дети, достигшие 7 лет, поступают в специальную школу. В школе глухонемых имеется приготовительный класс и 8 основных. Школа глухонемых дает учащимся общеобразовательную подготовку в объеме примерно 4 классов средней школы (с нек-рым превышением). Специфич. содержание программы школы глухонемых составляет большая работа по формированию у учащихся словесной речи в ее устной и письменной форме. Существенными разделами этой работы являются воспитание у учащихся навыков разборчивого произношения и беглого чтения с губ. Программой предусмотрена также особая работа по развитию и использованию имеющихся у детей возможностей слухового восприятия.
Важнейшим разделом школьного обучения глухонемых является их профессионально-трудовая подготовка. В младших классах (с приготовительного по 3-й) проводят уроки ручного труда, а в последующих учащиеся получают профессиональную подготовку, для к-рой имеются мастерские (чаще всего столярная, слесарная, швейная, трикотажная). Необходимость осуществления указанных специфич. задач школы глухонемых является причиной того, что общеобразовательная программа 4 классов средней школы усваивается глухонемыми

Любопытства ради посмотреть:


Рейтинг@Mail.ru  
Яндекс.Метрика