через нос воздуха. В носоглотку же открываются т. наз. евстахиевы,
или слуховые, трубы, посредством к-рых Г. (глотка) сообщается с полостью
среднего уха (барабанной полостью); это объясняет, почему при катаре
глотки воспаление может перейти на устье этих труб и понизить восприятие
звуков. В среднюю часть глотки спереди посредством зева открывается
полость рта — это нормальный путь для поступления в Г. (глотка) пищи.
В нижний отдел Г. (глотка) спереди открывается гортань, ниже этого
места Г. (глотка) переходит в пищевод. Т. обр. в Г. (глотка) как бы
перекрещиваются дыхательные и пищеварительные пути, чем объясняются
случаи попадания пищи не в «то горло»: из полости рта в гортань, при
разговоре во время еды и т. п. Мышечный слой стенки Г. (глотка) обеспечивает
глотательные движения — переход пищевого комка из полости рта в Г.
(глотка) и дальнейшее его продвижение в пищевод; при акте глотания
дыхательные пути изолируются: мягкое небо (небная занавеска) под-нимается
и, прижимаясь к задней стенке Г. (глотка), отделяет носоглотку от
средней части Г. (глотка); специальные мышцы подтягивают Г. (глотка)
кверху и кпереди; благодаря этому подтягивается кверху и гортань,
и корень языка придавливает надгортанник, к-рый т. обр. закрывает
вход в гортань, препятствуя попаданию пищи в дыхательные пути.
ГЛУХОНЕМОТА — состояние, при к-ром отсутствует способность
к восприятию звуков (глухота) и возможность общения с окружающими
с помощью речи (немота). Основным в Г. (глухонемота) является глухота,
а немота обычно присоединяется к глухоте. Если у ребенка имеется врожденная
глухота или он потерял слух в раннем детстве, то он не может научиться
говорить вследствие того, что не слышит речи окружающих. В тех случаях,
когда глухота развивается в тот период, когда ребенок уже может немного
говорить, все же после заболевания, вызвавшего глухоту, он постепенно
разучивается говорить и становится немым. Глухонемые дети правильно
ориентируются в окружающей обстановке. У них развивается т. наз. мимико
- жестикулярная речь. Иногда она достигает такой степени, что позволяет
ребенку обобщать свои восприятия. Однако мимико-жестикулярная речь
не может в достаточной мере возместить отсутствие словесной речи;
она ограничена как средство общения (т. к. пригодна для общения лишь
с узким кругом людей, к-рые с ней знакомы) и в качестве базы мышления
Компенсация Г. (глухонемота) возможна лишь при условии специального
обучения и воспитания.
Глухонемой ребенок до школы подражает речи окружающих. На этой стадии
развития у него наблюдаются только выкрики или отдельные похожие на
слова созвучия но овладеть речью он не может. Только в результате
специального обучения, когда педагог особыми приемами учит ребенка
подражать звукам человеческой речи, у него формируется язык слов.
Перед педагогом стоит задача вызвать у ребенка с помощью зрения и
осязания более или менее точное воспроизведение того или иного звука
или слова, закрепить и автоматизировать приобретенное ребенком умение
и научить его связывать повое слово с понятием или представлением
о предмете. Главную роль при освоении ребенком произношения звуков
и слов (при т. наз. постановке голоса и звуков) играют зрительные
ощущения, дрожания гортани (вибрации). Учитель приближает руки ученика
к своей гортани, щеке или груди для того, чтобы ученик ощущал вибрацию
при произношении того или иного звука и мог потом прове-рить на своей
гортани, щеке или груди интенсивность и характер колебаний. Вместе
с тем ребенок может воспринимать с губ или с лица произношение педагога
и контролировать с помощью зеркала свое произношение.
Помимо самих речевых движений, глухонемой может воспринимать зрительно
и нек-рые побочные явления, связанные со звуконроизношением, напр.
отклонение поднесенной ко рту полоски бумага, колебание пламени свечи,
запотевание поверхности зеркала, к-рые вызываются выдыхаемой струей
воздуха. Все это используется в обучении глухонемых произношению.
Возможность визуального (т. е. глазом) контроля над произносимым значительно
расширяется в случае применения аппаратуры, трансформирующей связанные
с речью механич. явления и оптич. сигналы. К такой аппаратуре относятся,
напр., виброскоп (аппарат, улавливающий вибрацию хрящей носа и гортани),
вольтметр, осциллоскоп (показывающие силу голоса), спектрограф, известный
под названием «видимая речь».
Глухонемые, обладающие остатками слуха, могут в нек-рой мере использовать
и его для усвоения произносительной стороны речи. Роль остатков слуха
для усвоения глухонемыми произношения значительно расширяется при
применении современной звукоусиливающей аппаратуры.
Обучение и воспитание глухонемых детей в Советском Союзе осуществляются
в специальных учре-ждениях. Для самого младшего возраета имеются специальные
ясли, к-рые находятся в ведении местных органов здравоохранения. В
яслях воспитываются глухонемые дети от 1—2 до 3 лет. Дети, достигшие
3-летнего возраста, направляются в детские сады (дома), где они пребывают
до 7 лет. В яслях и детских садах для глухонемых ведется работа по
физическому, умственному, нравственному, трудовому и эстетич. воспитанию
детей. Вместе с тем с глухонемыми воспитанниками проводится большая
специальная педагогич. работа, направленная на формирование у детей
словесной речи (включая навыки произношения и чтения с губ), развитие
и использование остатков слуха, а также на развитие моторики у детей
(музыкально-двигательные занятия).
В соответствии с законом о всеобщем обязательном обучении все глухонемые
дети, достигшие 7 лет, поступают в специальную школу. В школе глухонемых
имеется приготовительный класс и 8 основных. Школа глухонемых дает
учащимся общеобразовательную подготовку в объеме примерно 4 классов
средней школы (с нек-рым превышением). Специфич. содержание программы
школы глухонемых составляет большая работа по формированию у учащихся
словесной речи в ее устной и письменной форме. Существенными разделами
этой работы являются воспитание у учащихся навыков разборчивого произношения
и беглого чтения с губ. Программой предусмотрена также особая работа
по развитию и использованию имеющихся у детей возможностей слухового
восприятия.
Важнейшим разделом школьного обучения глухонемых является их профессионально-трудовая
подготовка. В младших классах (с приготовительного по 3-й) проводят
уроки ручного труда, а в последующих учащиеся получают профессиональную
подготовку, для к-рой имеются мастерские (чаще всего столярная, слесарная,
швейная, трикотажная). Необходимость осуществления указанных специфич.
задач школы глухонемых является причиной того, что общеобразовательная
программа 4 классов средней школы усваивается глухонемыми
|