Г. характеризуется большим разнообразием упражнений и методич. приемов
проведения занятий, обучения и тренировки. Все гимнастич. упражнения
в соответствии с задачами разделяются на следующие группы. 1) Строевые
упражнения — различные формы построений, перестроений и передвижений
для обучения правильной ходьбе, бегу, воспитания правильной осанки
и навыков коллективных действий. 2) Общеразвивающие упражнения, включающие
различные движения для отдельных частей тела и несложные упражнения
на гимнастич. снарядах. 3) Вольные упражнения, направленные на развитие
координационных способностей гимнастов. — движения для рук, ног, туловища,
головы, сочетающиеся с различными видами передвижений (ходьба, бег,
танцевальные шаги, прыжки и т. п.) или с поворотами, равновесиями,
упорами, акроба-тич. элементами, что позволяет в процессе занятий
овладевать скоростью, направлением, напряжением и ритмом движений,
а также умением согласовывать движения. Вольные упражнения в спортивной
Г. являются одним из видов гимнастич. многоборья; они составляют также
основное содержание массовых гимнастич. праздников и выступлений 4)
Прикладные упражнения — ходьба, бег, прыжки, метание, лазание, переползание,
упражнения в равновесии, преодолении препятствий, в поднимании и переноске
груза, применяемые для развития основных физических качеств — силы,
быстроты, ловкости, выносливости и др. 5) Упражнения на снарядах —
перекладине, брусьях, кольцах, на коне с ручками, опорные прыжки и
др. ; применяются для развития высокой координации движений и воспитания
волевых качеств гимнастов. 6) Акробатич. упражнения включают в себя
перекаты, кувырки, перевороты, акробатич. прыжки, стойки, сложные
равновесия, «мосты», «шпагаты», парные и групповые упражнения.
7) Прыжки, которые занимают в Г. большое место и весьма разнообразны:
простые, или неопорные (т. е. выполняемые без дополнительной опоры
руками), в высоту и в длину, в глубину, с трамплина, через планку
или веревочку, прыжки «в окно» и др.; опорные прыжки — через различные
гимнастич. снаряды (конь, козел, стол, плинт и др.), с дополнительной
опорой руками — согнув ноги, согнув шись, ноги врозь, боком, прогнувшись,
летом, переворотом и т. д. В спортивной Г. прыжки состав ляют отдельный
вид гимнастического многоборья.
8) Упражнения художественной Г., имеющие целью совершенствование координации
движений, пластичности и выразительности. К ним относятся взмахи,
волна, упражнения на пружинность, танцевальные формы ходьбы, бега
и прыжков, а также элементы народного и классич. танца, разнообразные
по композиции комбинации упражнений
без предметов и с предметами, оформляемые по принципу танца.
Г. подразделяется на несколько видов в зависимости от конкретных целей,
достигаемых в процессе занятий. Наиболее доступной для широких слоев
населения является основная Г. Она обеспечивает общее физич. развитие
человека, составляя основу для дальнейшего физич. и спортивного совершенствования.
Содержание занятий и методика проведения их зависят от возраста, пола,
физич. подготовленности и характера трудовой деятельности занимающихся.
Наибольшее распространение она имеет в дошкольных учреждениях и в
школе, а также среди взрослых, еще не получивших достаточной физич.
подготовки. Г. в школе проводится до уроков и в виде внеклассных спортивных
занятий. К средствам основной Г. относятся строевые, общеразвивающие
и вольные упражнения, несложные упражнения на различных гимнастич.
снарядах (гимнастич. стенке, скамейках, со скамейками, равновесия
на бревне и др.), прикладные упражнения, всевозможные прыжки, эстафеты
и подвижные игры .
Разновидностью основной Г. является гигиеническая Г. Она состоит из
простых упражнений наиболее доступных для людей различной подготовленности;
ею занимаются от дошкольного возраста до старости. Применяемые упражнения
способствуют усилению дыхания и кровообращения, повышают обмен веществ,
укрепляют нервно-мышечный аппарат, повышают жизненный тонус и работоспособность.
Проводимая сразу после сна, она помогает быстрее включиться в трудовую
деятельность, в перерывах между работой способствует устранению утомления,
а перед сном создает благоприятные условия для отдыха. Она не требует
специального оборудования, может проводиться в любой обстановке и
по радио. Она обычно включает 6—9 упражнений: ходьба или легкий бег,
затем — упражнение в потягивании, упражнения для мышц ног, спины и
живота, для рук и плечевого пояса, упражнения для боковых мышц туловища;
за ними— маховые упражнения для рук и ног, упражнения в прыжках (подскоки
или бег) и заключительные. Занятия гигиенич. Г. целесообразно сочетать
с водными процедурами, растиранием кожи. Одной из форм ее является
зарядка. Один из видов Г. — спортивная Г., к-рая характеризуется специальными
гимнастич. упражнениями (на гимнастич. снарядах), направленными на
высокое развитие координационных способностей гимнастов и овладение
ими совершенной техникой. Содержание спортивной Г. определяется основным
многоборьем: у мужчин — вольные упражнения, упражнения на коне (махи),
перекладине, брусьях, кольцах и опорный прыжок; у женщин — те же упражнения,
но без упражнений на перекладине, а вместо коня упражнения в равновесии
на бревне. Дополнительно применяются упражнения на силу, гибкость,
акробатич. упражнения, а также кроссы, прогулки, ходьба на лыжах,
катание на коньках, прыжки в воду и др. Спортивная Г. — один из наиболее
популярных видов спорта. Советские гимнасты добились высоких спортивных
результатов и считаются одними из сильнейших в мире.
Акробатика, как и спортивная Г., направлена на овладение спортивным
мастерством. Она находит широкое применение в цирковом профессиональном
искусстве и развивается как спортивная разновидность Г. в физкультурных
организациях. Спортивная акробатика включает в себя прыжки (прыжковые
комбинации для мужчин и для женщин), силовые пары для мужчин, смешанные
пары (мужчина и женщина) и групповые упражнения для мужчин: для младших
разрядов — втроем, а для старших — вчетвером (рис. 29). Акробатические
упражнения входят в комплекс ГТО, в спортивную и художественную гимнастику
и другие виды Г.
Художественная Гимнастика направлена на овладение спортивным мастерством
и искусством движения. Отличительной особенностью ее является непосредственная
связь с музыкой и танцем. Органич. связь движения с музыкой делает
упражнения специфичными, характеризующимися целостностью, динамичностью,
ритмичностью и пластичностью. |