исследовательских санитарно-гигиенических ин-тов. См. также Гигиена
детей и подростков, Гигиена коммунальная, Гигиена личная, Гигиена
питания. Гигиена труда. ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
— отрасль гигиены, изучающая вопросы сохранения и укрепления здоровья
детей и подростков от рождения до 18—20 лет. Научно-практич. деятельность
в области. Гигиена детей и подростков в СССР направлена на все детские
и подростковые коллективы, объединенные в учреждениях различного типа
(дошкольных, школьных и внешкольных).
Гигиена детей и подростков возникла в 19 в. как школьная гигиена,
когда выявился ряд вредных влияний школы на развитие и здоровье детей
(большой процент нарушений зрения, искривлений позвоночника, расстройств
пищеварения, нервных заболеваний). Отечественные ученые внесли большой
вклад в разработку вопросов школьной гигиены.
В Советском Союзе в связи с ростом сети детских и подростковых учреждений
определились и расширились содержание и задачи Гигиены детей и подростков,
получившей принципиально новое направление: от констатации отрицательных
явлений и разработки частных меро-приятий для их устранения она перешла
к активному участию в организации всего учебно-воспитательного школьного
процесса, превратившись в самостоятельную научную дисциплину. В задачи
Гигиены детей и подростков входит изучение влияния факторов внешней
среды на организм детей и подростков, разработка гигиенич. нормативов
детских учреждений, режима учебно-воспитательной и производственной
работы, физич. воспитания различных возрастных групп, вопросов питания.
Вскрывая сущность явлений и процессов, проис-ходящих в организме детей
и подростков под влиянием разных условий (состояния воздушного, теплового,
светового режима помещений, учебной и трудовой нагрузки, занятий спортом,
физич. упражнениями, закаливания и пр.), Гигиена детей и подростков
не только объясняет их причины, но разрабатывает мероприятия по улучшению
условий в интересах воспитания здоровых людей. Изучение физич. развития,
состояния здоровья и заболеваемости позволяет устанавливать возрастные
особенности детского организма, закономерности его развития, выявлять
факторы, положительно и отрицательно влияющие на развитие и здоровье
ребенка, анализировать причины часто встречающихся заболеваний в разных
возрастных группах и разрабатывать мероприятия по их предупреждению.
Организатором оздоровительных мероприятий для детей и подростков является
в первую очередь врач, в задачи к-рого входит контроль: за физич.
состоянием и развитием детей и подростков, за правильной орга-низацией
физкультурных занятий, закаливания, школьной нагрузкой, за санитарным
режимом школы и др. Проведение гигиенич. мероприятий в школе и в детских
учреждениях возлагается на директора и педагогов. Воспитательная работа
с родителями, санитарное просвещение по вопросам Г. д. и п. также
занимают большое место в медицинской и педагогич. работе детских учреждений.
Борьба с болезнями детей проводится прежде всего путем укрепления
детского организма, чему способствуют санитарное благоустройство школ,
квартир, а также правильный режим и питание ребенка. Для создания
необходимых санитарных условий используется и самодеятельность самих
детей и подростков, для чего в школах под руководством врачей создаются
кружки БГСО («Будь готов к санитарной обороне»), а также привлекаются
широкие круги общественности.
Специфич. мероприятиями по борьбе с инфек-ционными заболеваниями являются:
строго проводимая система немедленного выяснения причин неявки в дошкольное
учреждение, на занятия, изоляция заболевших; письменное разрешение
врача для выздоровевших детей и детей, находившихся в контакте с инфекционным
больным; осуществление свое-временной целесообразной дезинфекции и
прививок предохранительных.
При изучении гигиенич. основ учебно-производственной и учебно-воспитательной
работы ставятся следующие задачи: профилактика утомления и пере-утомления,
разработка наиболее рациональных с гигиенической точки зрения режимов
учебных и производственных занятий для учащихся разного профиля школ,
разных возрастов, состояния здоровья, характера выполняемой работы;
обобщение опыта, гигиеническое обоснование содержания, форм и организации
самообслуживания в школах.
Режим дня. Дети с раннего возраста должны быть приучены к определенному
режиму дня, т. е. в одно и то же время вставать, есть, гулять, играть,
учиться, ложиться спать. Регулярный режим дня способствует выработке
у ребенка ряда условных рефлексов на время; так, если ребенок приучен
получать пищу в определенные часы, у него появляется аппетит, как
только наступает время очередной еды. Определенный порядок привычных
действий благоприятно влияет на функции и развитие нервной системы.
В жизни ребенка громадное значение имеет сон. Сон обеспечивает нормальную
работу центральной нервной системы и всего организма в целом. Потребность
детей в сне тем больше, чем меньше ребенок. Продолжительность ночного
сна здоровых детей в возрасте 2—5 лет должна быть не менее 12 часов,
6—8-летнего возраста — не менее 11 часов; кроме того, детям до 7-летнего
возраста необходимы 2—1,5 часа, дневного сна, детям в возрасте 7 лет
после учебных занятий в школе желателен 1 час дневного сна. Для детей
9 —12 лет продолжительность ночного сна должна быть не меньше 10,5—
10 часов; 13—15 лет — 9,5—9 часов; 16 лет—9—8,5 часов; 17—18 лет —
8,5—8 часов. При этом необходимо строго соблюдать время отхода ко
сну и пробуждения. Для сна ребенку необходимо выделить предназначенную
только для него кровать. Перед сном нельзя давать ребенку есть — ужин
он должен получать за 1—2 часа до отхода ко сну, т. к. переполненный
желудок (как и мочевой пузырь) мешает сну. Для глубокого, покойного
сна имеет большое значение свежий воздух. Поэтому необходимо проветривать
комнату перед сном, не допускать курения в комнате, где спит ребенок;
желательно, чтобы он спал при открытой форточке. Для правильного развития
детского организма нужен чистый воздух; поэтому необходимы ежедневные
прогулки и игры детей на свежем воздухе независимо от погоды. Сильные
морозы не должны прерывать ежедневных прогулок; надо только сократить
их продолжительность до 15—20 мин., повторяя несколько раз в день.
С раннего возраста детям должны прививаться правила личной гигиены:
дети должны привыкнуть обязательно мыть руки, шею и лицо, чистить
зубы утром или перед сном, мыть руки перед едой и после посещения
уборной, не реже раза в неделю мыть все тело. Для мытья рук и лица
надо пользоваться теку- |