В начало сайта
Содержание (карта) энциклопедии
Список основных сокращений
Как пользоваться энциклопедией
233
пред. стр.

234
след. стр.

исследовательских санитарно-гигиенических ин-тов. См. также Гигиена детей и подростков, Гигиена коммунальная, Гигиена личная, Гигиена питания. Гигиена труда.
ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ — отрасль гигиены, изучающая вопросы сохранения и укрепления здоровья детей и подростков от рождения до 18—20 лет. Научно-практич. деятельность в области. Гигиена детей и подростков в СССР направлена на все детские и подростковые коллективы, объединенные в учреждениях различного типа (дошкольных, школьных и внешкольных).
Гигиена детей и подростков возникла в 19 в. как школьная гигиена, когда выявился ряд вредных влияний школы на развитие и здоровье детей (большой процент нарушений зрения, искривлений позвоночника, расстройств пищеварения, нервных заболеваний). Отечественные ученые внесли большой вклад в разработку вопросов школьной гигиены.
В Советском Союзе в связи с ростом сети детских и подростковых учреждений определились и расширились содержание и задачи Гигиены детей и подростков, получившей принципиально новое направление: от констатации отрицательных явлений и разработки частных меро-приятий для их устранения она перешла к активному участию в организации всего учебно-воспитательного школьного процесса, превратившись в самостоятельную научную дисциплину. В задачи Гигиены детей и подростков входит изучение влияния факторов внешней среды на организм детей и подростков, разработка гигиенич. нормативов детских учреждений, режима учебно-воспитательной и производственной работы, физич. воспитания различных возрастных групп, вопросов питания.
Вскрывая сущность явлений и процессов, проис-ходящих в организме детей и подростков под влиянием разных условий (состояния воздушного, теплового, светового режима помещений, учебной и трудовой нагрузки, занятий спортом, физич. упражнениями, закаливания и пр.), Гигиена детей и подростков не только объясняет их причины, но разрабатывает мероприятия по улучшению условий в интересах воспитания здоровых людей. Изучение физич. развития, состояния здоровья и заболеваемости позволяет устанавливать возрастные особенности детского организма, закономерности его развития, выявлять факторы, положительно и отрицательно влияющие на развитие и здоровье ребенка, анализировать причины часто встречающихся заболеваний в разных возрастных группах и разрабатывать мероприятия по их предупреждению. Организатором оздоровительных мероприятий для детей и подростков является в первую очередь врач, в задачи к-рого входит контроль: за физич. состоянием и развитием детей и подростков, за правильной орга-низацией физкультурных занятий, закаливания, школьной нагрузкой, за санитарным режимом школы и др. Проведение гигиенич. мероприятий в школе и в детских учреждениях возлагается на директора и педагогов. Воспитательная работа с родителями, санитарное просвещение по вопросам Г. д. и п. также занимают большое место в медицинской и педагогич. работе детских учреждений.
Борьба с болезнями детей проводится прежде всего путем укрепления детского организма, чему способствуют санитарное благоустройство школ, квартир, а также правильный режим и питание ребенка. Для создания необходимых санитарных условий используется и самодеятельность самих детей и подростков, для чего в школах под руководством врачей создаются кружки БГСО («Будь готов к санитарной обороне»), а также привлекаются широкие круги общественности.
Специфич. мероприятиями по борьбе с инфек-ционными заболеваниями являются: строго проводимая система немедленного выяснения причин неявки в дошкольное учреждение, на занятия, изоляция заболевших; письменное разрешение врача для выздоровевших детей и детей, находившихся в контакте с инфекционным больным; осуществление свое-временной целесообразной дезинфекции и прививок предохранительных.
При изучении гигиенич. основ учебно-производственной и учебно-воспитательной работы ставятся следующие задачи: профилактика утомления и пере-утомления, разработка наиболее рациональных с гигиенической точки зрения режимов учебных и производственных занятий для учащихся разного профиля школ, разных возрастов, состояния здоровья, характера выполняемой работы; обобщение опыта, гигиеническое обоснование содержания, форм и организации самообслуживания в школах.
Режим дня. Дети с раннего возраста должны быть приучены к определенному режиму дня, т. е. в одно и то же время вставать, есть, гулять, играть, учиться, ложиться спать. Регулярный режим дня способствует выработке у ребенка ряда условных рефлексов на время; так, если ребенок приучен получать пищу в определенные часы, у него появляется аппетит, как только наступает время очередной еды. Определенный порядок привычных действий благоприятно влияет на функции и развитие нервной системы.
В жизни ребенка громадное значение имеет сон. Сон обеспечивает нормальную работу центральной нервной системы и всего организма в целом. Потребность детей в сне тем больше, чем меньше ребенок. Продолжительность ночного сна здоровых детей в возрасте 2—5 лет должна быть не менее 12 часов, 6—8-летнего возраста — не менее 11 часов; кроме того, детям до 7-летнего возраста необходимы 2—1,5 часа, дневного сна, детям в возрасте 7 лет после учебных занятий в школе желателен 1 час дневного сна. Для детей 9 —12 лет продолжительность ночного сна должна быть не меньше 10,5— 10 часов; 13—15 лет — 9,5—9 часов; 16 лет—9—8,5 часов; 17—18 лет — 8,5—8 часов. При этом необходимо строго соблюдать время отхода ко сну и пробуждения. Для сна ребенку необходимо выделить предназначенную только для него кровать. Перед сном нельзя давать ребенку есть — ужин он должен получать за 1—2 часа до отхода ко сну, т. к. переполненный желудок (как и мочевой пузырь) мешает сну. Для глубокого, покойного сна имеет большое значение свежий воздух. Поэтому необходимо проветривать комнату перед сном, не допускать курения в комнате, где спит ребенок; желательно, чтобы он спал при открытой форточке. Для правильного развития детского организма нужен чистый воздух; поэтому необходимы ежедневные прогулки и игры детей на свежем воздухе независимо от погоды. Сильные морозы не должны прерывать ежедневных прогулок; надо только сократить их продолжительность до 15—20 мин., повторяя несколько раз в день.
С раннего возраста детям должны прививаться правила личной гигиены: дети должны привыкнуть обязательно мыть руки, шею и лицо, чистить зубы утром или перед сном, мыть руки перед едой и после посещения уборной, не реже раза в неделю мыть все тело. Для мытья рук и лица надо пользоваться теку-

Любопытства ради посмотреть:


Рейтинг@Mail.ru  
Яндекс.Метрика