В начало сайта
Содержание (карта) энциклопедии
Список основных сокращений
Как пользоваться энциклопедией
1149
пред. стр.

1150
след. стр.

статки в виде сутуловатости, искривления позвоночника (сколиозы, лордозы), слабого развития мышечной системы и др.
Развитие и совершенствование двигательных навыков и умений в процессе Ф. в. (Физическое воспитание) достигается путем систематических, планомерных и целенаправленных учебных и тренировочных занятий, составляющих важнейшую часть процесса Ф. в. (Физическое воспитание) Большое значение в Ф. в. (Физическое воспитание) имеют и специальные навыки в различных видах спорта, т. к. усвоение спортивной техники позволяет занимающимся определенными видами спорта наиболее полно развить и выявить свои физич. способности — мышечную силу, физич. выносливость, ловкость, быстроту движений и т. д.
Ф в. начинается с раннего детства. Основными элементами Ф. в. (Физическое воспитание) детей в возрасте от 1 до 3 лет являются гигиенич. уход за ребенком и правильное, регулярное его питание. Важное значение приобретают приучение ребенка к чистоте, регулярное купание, длительное пребывание на чистом воздухе, нормальный сон. В этом возрасте дети начинают садиться, вставать, ходить, бегать, прыгать и т. д. Все это требует согласованной работы многих мышц. Если ребенок при этом остается без руководства со стороны взрослых, он усваивает часто неправильные и некрасивые формы движений, привычки к вредным для здоровья и физич. развития позам. Уже в этом возрасте необходимо укреплять мышечную систему ребенка. Лучшим средством для этого являются игры, связанные с ходьбой, бегом, ка-таньем мячей, игрушечных тележек, переноской различных предметов, их укладыванием и т. д. Большое значение для развития движений имеют игры на куче песка, деревянные горки со ступеньками и скатом, «мостики» из досок, заборчики для перелезания, мячи и шары для катания и др.
Ф. в. (Физическое воспитание) детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) усложняется. Наряду с заботами по укреплению здоровья и дальнейшему физич. развитию детей проводятся мероприятия, направленные на развитие физич. выносливости и повышение сопротивляемости организма ребенка вредным воздействиям внешней среды, формирование правильных навыков основных движений, соответствующих возрасту, развитие быстроты, ловкости, координирование движений, воспитание у детей инициативы, дисциплинированности, активности в детском коллективе. Все эти задачи решаются во взаимной связи. Их осуществлению содействуют: правильный режим, обеспечение гигиенич. обстановки в семье и в детском саду и воспитание у детей культурно-гигиенич. навыков и привычек, закаливание детского организма, специально подобранные физич. упражнения и игры. Игры младших дошкольников отличаются простотой сюжета, включают движения, к-рыми дети уже владеют, построены в большинстве случаев на выполнении доступных ребенку и интересных для него заданий (найти свой «дом», принести предмет и т. п.). В средней и старшей группах детского сада движения в играх становятся более разнообразными (бег, метание, лазание) и требуют проявления ловкости, смелости, а также согласованных действий с другими детьми. В старшее группе применяются игры, требующие более строгого выполнения правил, включающие в себя элементы состязания. С детьми средней и старшей групп дошкольного возраста в детском саду проводятся 1 раз в неделю обязательные занятия специально подобранными физич. упражнениями, общей продолжительностью 20—25 мин. для средней и 25—30 мин. для старшей группы. Важным средством Ф. в. (Физическое воспитание) детей средней и старшей групп дошкольного возраста также является проведение ежедневной утренней гимнастики продолжительностью 4—8 мин.
Основными средствами Ф. в. (Физическое воспитание) в школе являются гимнастика, спорт, туризм. Ф. в. (Физическое воспитание) школьников осуществляется как во время уроков физкультуры, проводимых по специальной программе в школе, так и во время внешкольной работы.
Ф. в. (Физическое воспитание) в высших учебных заведениях проводится в форме учебных занятий (обязательный курс общей физич. подготовки и факультативный курс спортивного совершенствования) и массовой спортивной работы (занятия в спортивных секциях, участие в спортивных соревнованиях). Ф. в. (Физическое воспитание) в высших учебных заведениях имеет целью улучшение здоровья и всестороннее физич. развитие студентов на основе комплекса «Готов к труду и обороне СССР», воспитание у них привычки к повседневным занятиям физич. упражнениями и спортом, сообщение им знаний и навыков в области методики Ф. в. (Физическое воспитание) Курс общей физич. подготовки предусматривает занятия гимнастикой, спортивными играми, легкой атлетикой, плаванием, лыжным спортом. Занятия на факультативном курсе спортивного совершенствования проводятся в секциях по отдельным видам спорта. Массовая спортивная работа в высших учебных заведениях ведется вузовскими коллективами физич. культуры и спортивными клубами.
Широко развивается в СССР самодеятельное физ-культурное движение. Ф. в. (Физическое воспитание) в самодеятельном движении строится на добровольных началах и организовано по производственному принципу. Первичными организациями добровольных спортивных обществ являются коллективы физич. культуры, призванные вовлекать трудящихся в занятия спортом и систематически проводить тренировочные занятия и спортивные соревнования. Коллективы физич. культуры организуются на фабриках, заводах, в учреждениях, колхозах и т. д. См. Физическая культура.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ — процесс изменения форм и функций организма человека на протяжении его жизни. Для изучения и характеристики Ф. р. (Физическое развитие) условно выбирают ряд общих признаков, поддающихся объективному учету и относительно простому измерению: показатели роста, веса тела, окружности грудной клетки, спирометрии, динамометрии и др. (см. Антропометрия). В этих же целях применяют нормативы физич. подготовленности. Исходной предпосылкой Ф. р. (Физическое развитие) являются естественные жизненные силы, задатки, к-рыми человек наделен от природы. Однако направление Ф. р. (Физическое развитие) , его характер и то, какие качества, признаки приобретает человек, определяются всей совокупностью условий его жизни. Решающую роль при этом играют общественные условия — условия материальной жизни, трудовая деятельность, воспитание, гигиенич. условия и т. д.
Ф. р. (Физическое развитие) осуществляется по объективным законам: по законам единства организма и условий жизни, единства наследственности и изменчивости, взаимной связи функциональных и морфология, изменений, по законам возрастной смены фаз и периодов развития и т. д. Ф. р. (Физическое развитие) проходит ряд последовательных периодов и этапов. В настоящее время пока еще нет общепринятой периодизации Ф. р. (Физическое развитие) Обобщая данные различных авторов, можно с известной условностью выделить следующие основные возрастные периоды и этапы развития человека:

Любопытства ради посмотреть:


Рейтинг@Mail.ru  
Яндекс.Метрика