В начало сайта
Содержание (карта) энциклопедии
Список основных сокращений
Как пользоваться энциклопедией
1143
пред. стр.

1144
след. стр.

И. М. Сеченова, И. Ф. (Физиология) Циона, И. П. Павлова, Б. Ф. (Физиология) Вериго, Н. Е. Введенского и др. дали возможность более детально изучать деятельность сердечно-со-судистой системы, органов чувств, дыхательного ап-парата, желудочно-кишечного тракта, органов вы-деления, мышц, обмена веществ и др. Во 2-й половине 19 в. и в 1-й половине 20 в. широко развернулось изучение функций нервной системы. Была выдвинута рефлекторная теория нервной деятельности, и на ее основе дана общая характеристика Ф. (Физиология) центральной нервной системы. Важнейшее значение имели работы Сеченова, к-рыми были заложены основы изучения функций общего отдела нервной системы — головного мозга — как материального субстрата психич. явлений. И. П. Павлов и его ученики создали новый раздел Ф. (Физиология) , имеющий первостепенное значение для материалистич. естествознания — учение о высшей нервной деятельности человека и Животных. Труды Павлова определили качественно новый этап в развитии Ф. (Физиология) и медицины. Характерной особенностью развития Ф. (Физиология) в России явилось широкое применение идей нервизма— идеи целостности организма и взаимосвязи его с внешней средой на основе деятельности нервной системы при ведущем значении ее высших отделов, в первую очередь коры головного мозга.
Успехам Ф. (Физиология) в немалой мере способствовало развитие физики, химии, техники (особенно радиотехники, электроники, кибернетики). Совершеннейшие физич. и химич. методы исследования (осциллография, электроэнцефалография, энцефалоскопия, применение высокочувствительных электронных измерительных приборов, электронной микроскопии, рентгеновых лучей, радиоактивных изотопов и т. д.) позволили проникнуть в интимную сущность процессов, совершающихся не только в различных органах и физиологич. системах, но и в клетках и в частях клетки, расширить представления о сущности жизненных процессов, а также получить новые факты и выявить неизвестные до сих пор закономерности [напр., значение для организма т. наз. микроэлементов (серебра, меди, золота и др., содержащихся в организме в ничтожных количествах), участие коры надпочечников в приспособительных реакциях организма и т. д.]. Одной из важнейших задач современной Ф. (Физиология) является изучение эволюции функций и построение общей теории эволюции животного мира, объединяющей в единую систему как материалы эволюционной Ф. (Физиология) , так и эволюционной биохимии и эволюционной морфологии.
Труды выдающихся сов. ученых (И. П. Павлова, Н. Е. Введенского, В. М. Бехтерева, А. Ф. (Физиология) Самойлова, А. А. Ухтомского, Л. А. Орбели, К. М. Быкова, И. С. Бериташвили, Л. С. Штерн, А. В. Палладина и др.), их учеников и последователей, а также крупнейших представителей зарубежной физиологич. науки (У. Кеннона, Д. Нахманзона — в США, М. Бакка — в Бельгии, Ч. Шеррингтона, Г. Дейла, В. Фельдберга — в Англии, Л. Лапика — во Франции и др.) обогатили Ф. (Физиология) ценнейшими фактич. и теоретич. данными.
Крупнейшие научные учреждения, разрабатывающие вопросы Ф. (Физиология) в СССР: Ин-т физиологии им. И. П. П авлова АН СССР и Ин-т эволюционной физиологии АН СССР (Ленинград), Ин-т высшей нервной деятельности АН СССР и Ин-т нормальной и патологической физиологии АМН СССР (Москва), Ин-т физиологии им. А. А. Богомольца АН Укр. ССР (Киев), Ин-т физиологии им. И. С. Бериташвили АН Груз. ССР (Тбилиси), Ин-т физиологии АН БССР (Минск) и др.
ФИЗИОТЕРАПИЯ (от греч. fysis — природа, и therapeia — лечение) — использование с лечебными и профилактич. целями природных факторов как в их естественном виде (солнечный свет, воздух, вода, различные грязи и т. п.), так и получаемых ис-кусственным путем (электрический ток, рентгеновы лучи, искусственные источники света и др.). Применение физич. методов вместе с лекарственным лечением обеспечивает наиболее быстрое и полноценное излечение многих заболеваний.
Все физич. факторы могут быть сведены в несколько групп. Одной Из них является водолечение— наружное применение пресной воды с лечебными и профилактич. целями в виде душа, ванны и др. процедур. В отличие от водолечения в бальнеотерапии для внутреннего и наружного применения используется вода лечебных минеральных источников. Наряду с водолечением широко используются различные тепловые процедуры — песочные ванны, парафинотерапия и др. виды теплолечения. Важным разделом Ф. (Физиотерапия) является использование лучистой энергии солнца — солнцелечение и лучистой энергии искусственных источников света — светолечение. Особенно большое влияние на развитие Ф. (Физиотерапия) оказали открытии в области электричества: одним из наиболее широко распространенных и быстро развивающихся разделов Ф. (Физиотерапия) стало электролечение, при к-ром используются различные виды электрич. тока и его проявлений в виде электрического и магнитного полей. Открытие в конце 19 в. рентгеновых лучей привело к их использованию с лечебными целями — рентгенотерапия, к к-рой очень близко примыкает радиотерапия — применение энергии, образующейся при распаде радиоактивных веществ. Сравнительно новым разделом является лечение ультразвуком (см. Ультразвуковая терапия). К Ф. (Физиотерапия) относится и лечебная физкультура, основными средствами к-рой являются строго дозированные и специально подобранные физич. упражнения, к-рые иногда осуществляются с помощью специальных аппаратов (механотерапия), и массаж, представляющий собой механич. воздействия на кожу и глубжерасположенные органы и ткани. Большим разделом Ф. (Физиотерапия) является климатотерапия — использование благоприятных воздействий на организм климатич. особенностей местности, а также талласотерапия — лечение морским климатом и купаниями. Курортология использует перечисленные физич. факторы в условиях местностей, обладающих благоприятными климатич. данными и наличием лечебных грязей или лечебных минеральных источников, в условиях специального гигиенич. и диетич. режима. Разработка научных основ Ф. (Физиотерапия) ведется в научно-исследовательских ин-тах курортологии и физиотерапии.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — система физич. воспитания людей, а также совокупность показателей их физич. развития, спортивных достижений, научных знаний и технич. средств, необходимых для осуществления задач физич. воспитания.
Возникновение Ф. к. относится к древнейшим временам. Скульптурные памятники Древнего Египта, Ассирии и Вавилонии, Индии, Китая дают представление о физич. упражнениях (метание копья, борьба, фехтование и др.), культивировавшихся в этих странах. Высокого уровня достигла Ф. к. в античной Греции п Риме, оставивших нам многочисленные образцы физич. упражнений (диско- и копье-метание, состязания в беге, борьба, различные игры в мяч и др.), физкультурных учреждений (гимнасии) и сооружений (стадионы). При феодальном строе Ф. к. являлась одним из средств военной подготовки
Любопытства ради посмотреть: О теории деятельности на www.psyhodic.ru в статье по психологии.


Рейтинг@Mail.ru  
Яндекс.Метрика