В начало сайта
Содержание (карта) энциклопедии
Список основных сокращений
Как пользоваться энциклопедией
585
пред. стр.

586
след. стр.

образные китайские методы лечения: прижигание — мокса — и иглоукалывание — акупунктура, получившие широкое распространение и применяемые поныне; появились первые крупные врачи, например Бянъ Цио, живший в 6 в. до н. э. и оставивший «Трактат о болезнях», в к-ром описывается диагностика по состоянию пульса. Позднее широкую известность получил хирург Хуа Ту (2 в.) и автор 52-томной фармакопеи Ли Ши-чжэн (16 в.). Влияние китайской М. (Медицина) распространялось на многие страны Востока.
Индийская М. (Медицина) также возникла в глубокой древности и развивалась самостоятельно. Медицинские сведения нашли отражение в сводах законов Ману (2 в. до н. э.) и в «Аюрведах» (книгах жизни), в к-рых, так же как и в китайской медицине, большое значение придавалось гигиенич. предписаниям: рекомендовались физич. упражнения, осуждалось злоупотребление наркотиками и алкоголем, рекомендовалось соблюдение чистоты, уход за телом; обоснованы были правила питания — ограничивалось употребление мяса, рекомендовались растительная пища и молоко. Отчетливо описаны были многие болезни — проказа, геморрой, психич. болезни, желтуха и др. Появились специалисты — врачи, лечившие определенные заболевания, напр. хирур-гические или укусы ядовитых змей. Хирургия считалась в Индии первой и лучшей из всех медицинских наук. В древнеиндийской, как и в древнекитайской, М. (Медицина) большое внимание уделялось исследованиям пульса и мочи. Выдающийся врач Суш-рута (один из авторов «Аюрведы») пытался разработать общую теорию М. (Медицина), где под опыт, добытый медицинскими приемами, подводилось теоретич. обоснование, указывалось, что в человеческом теле сочетаются три начала — воздушное, слизь и желчь. Однако, если практика индийской М. (Медицина) давала удовлетворительные результаты, то теория ее была построена на фантастич. предположениях.
Огромную роль в развитии М. (Медицина) сыграли древнегреческие врачи. Знаменитый врач, философ и естествоиспытатель Гиппократ (460—377 гг. до н. э.) учил врачей наблюдательности и внимательному исследованию больного. Требование лечить не болезнь, а больного было главным его принципом; задачей врача он считал — способствовать тому, чтобы природные силы организма одолели болезнь. В многочисленных его сочинениях, дошедших до нас в виде «Гиппократова сборника», изложена система взглядов, помогавшая врачам на протяжении многих веков распознавать болезни и лечить их. Материалистич. представление о болезни, на к-рое указывал Гиппократ, борясь с теми, кто давал им религиозное объяснение, отражало накопленный на протяжении веков опыт; особое внимание обращалось на среду, в к-рой живет человек, на влияние климата, воды, почвы, образа жизни на происхождение болезни. Гиппократ и его последователь римский врач Гален (131—210 гг. н. э.), анатомич. и физиологич. представления к-рого служили основой М. (Медицина) вплоть до 16 в., оказали огромное влияние на развитие медицины в Европе: на протяжении многих веков [до появления Авиценны (Ибн Сины, ок. 980—1037 гг.)] эти два авторитета в области М. (Медицина) были наивысшими.
В эпоху средневековья медицина в странах Западной Европы была в подчинении церкви и находилась под влиянием схоластики. Врачи основывали диагноз и лечение не на наблюдении больного и рациональных лечебных мерах, а на отвлеченных рассуждениях; церковь запрещала вскрытие трупов, что тормозило развитие М. (Медицина). Так как врачам было запрещено выполнение операций, всегда связанных с кровотечением, хирургия, в противоположность терапии, находилась в руках необразованных цирюльников, костоправов и т. п. Немногочисленные медицинские факультеты университетов готовили ничтожное количество врачей; лишь в немногих из них — в Салерно и в Падуе (Италия) — велась научная работа.
В эту эпоху во всех странах Европы врачи руко-водствовались идеями знаменитой книги «Канон врачебной науки», созданной выдающимся средне-азиатским врачом Авиценной (Ибн Синой). Крупный философ, естествоиспытатель и врач Авиценна систематически изложил медицинские знания своей эпохи, обогатив каждый раздел М. (Медицина) Наблюдательность Авиценны позволила ему открыть новые пути в диагностике и лечении заболеваний. Большое значение Ибн Сина придавал влиянию среды, в к-рой живет человек; поэтому гигиенич. раздел «Канона» был разработан особенно подробно. Средневековая восточная М. (Медицина) выдвинула и других замечательных врачей: ар-Рази (864—У25 гг.) в своем труде об оспе и кори дал описание этих заболеваний, Али ибн Аббас (умер в 994 г.), Ибн-аль-Хайсам (965—1038 гг.) и другие внесли в М. (Медицина) много ценных открытий.
Эпоха Возрождения принесла новый расцвет М. (Медицина) В 16 в. анатом фламандец А. Везалий, работавший в Падуанском университете, исправил ошибки Галена в учении о строении человеческого тела и заложил основы подлинно научной анатомии. Развитие естествознания, в частности физики и химии, помогло возникновению новых принципов в М. (Медицина) — сделаны были первые удачные попытки использовать законы физики и химии при лечении болезней (иатрофизика и иатрохимия, от греч. iatros— врач). Хирургию развивали врачи-практики, среди к-рых французский хирург Амбруаз Паре внес ряд ценных методов, в частности в обработку ран (заменил прижигание ран раскаленным железом перевязкой из чистой ткани).
Развитие в 17—18 вв. промышленности и увеличение числа рабочих выдвинули задачу изучения профессиональной патологии: итал. врач Б. Рамаццини в труде «О болезнях ремесленников» описал около 50 профессиональных заболеваний. Англ. врач У. Гарвей в 1628 г. опубликовал свой труд о кровообращении. Это открытие было встречено официальной наукой враждебно, и потребовались многие годы для того, чтобы учение Гарвея стало общепризнанным. Клинический принцип наблюдения больного, сопровождающийся опытной проверкой лечения, приобретал все большее распростра-нение. Профессор Лейденского университета Г. Бургав воспитал плеяду видных врачей, стоящих на новых позициях: врача-материалиста Ж. О. Ламетри во Франции, Дж. Прингла в Англии, Г. ван Свитена в Австрии, А. Галлера в Германии и многих других.
В эту эпоху продолжалась борьба в М. (Медицина) между материалистич. и идеалистич. течениями: витализму, согласно к-рому жизненными явлениями якобы управляют особые нематериальные, сверхъестественные силы («жизненная сила», «энтелехия», «душа»), противопоставлялись материалистич. взгляды, раз-вивавшиеся в Голландии Г. Леруа (1598 г. — 1679 г.), во Франции Ж. Ламетри (1709—51 гг., его книга «Человек- машина») и П. Кабанисом (1757 г. — 1808 г.), деятелем французской революции.
В 19 в. капитализм, победивший в Европе как общественно-экономич. формация, принес значит, рас-

Любопытства ради посмотреть:


Рейтинг@Mail.ru  
Яндекс.Метрика