В начало сайта
Содержание (карта) энциклопедии
Список основных сокращений
Как пользоваться энциклопедией
299
пред. стр.

300
след. стр.

к внутреннему, т. е. от виска к носу. Нос прочищают ватными фитильками, смоченными маслом, для удаления корок. При дыхании носом лучше развивается грудная клетка и легкие; когда ребенок дышит носом, он лучше ест, лучше спит и меньше подвержен заболеваниям. Перед прогулкой обязательно нужно прочистить нос. Если у ребенка насморк, необходимо посоветоваться с врачом, т. к. даже легкий насморк может нарушить правильное сосание. При появлении насморка надо сразу измерить ребенку температуру. Измерение температуры Г. р. (грудной ребенок) лучше проводить в заднем проходе, чем подмышкой (температура в нем на несколько десятых выше), для чего кончик термометра смазывают вазелином, ребенка кладут на бочок, левой рукой придерживают его ножки, а правой осторожно вводят термометр в задний проход. Когда ртутный столбик перестает повышаться (минуты через 3), термометр вынимают. Если у ребенка нет жара, при насморке но следует прекращать купания и прогулки.
Стирать белье Г. р. (грудной ребенок) нужно отдельно от белья взрослых. Ни в коем случае нельзя подсушивать загрязненные пеленки. Высушенная пеленка остается грязной, пахнет мочой. Подмоченные пеленки надо вымыть с мылом и прокипятить, а потом (сухие) прогладить с обеих сторон горячим утюгом. В крайнем случае пеленки можно прополоскать в воде.
Одежда ребенка должна быть легкой и достаточно теплой, не должна стеснять его движений. Она не должна препятствовать испарению пота и других выделений кожи. Одежда до 5 месяцев: распашонка, запахивающаяся сзади, кофточка из более плотной ткани (или вязаная), завязываемая спереди. Завертывать в клеенку ребенка не следует. Пеленкой, сложенной углом, завертывают нижнюю половину туловища, протягивают ее нижний угол между ног, завертывают ребенка с ножками в тонкую неленку вплоть до подмышек, а затем в более толстую, бязевую или байковую, подгибая нижнюю часть пеленки в виде конвертика. Если недостаточно тепло в комнате, можно прикрыть ребенка байковым одеялом. Руки ребенка остаются свободными (см. табл. I). С 3 месяцев вместо завертывания в пеленки на Г. р. (грудной ребенок) надевают штанишки (ползунки), к-рые удобны для движений ребенка и хорошо защищают его от охлаждения. Одевать ребенка надо по погоде. Для ребенка особенно опасно перегревание, т. к. при атом он легко простужается и часто страдает поносами. Поэтому особенно вредно кутать ребенка летом, он и без того слабеет от жары. Летом Г. р. (грудной ребенок) одевают в легкую распашонку и пеленочку. Не нужно приучать ребенка к чепцу или косынке; лучше, если он спит с непокрытой головкой. С первых дней жизни надо приучать ребенка к свежему воздуху. Чистый прохладный воздух закаляет организм ребенка, возбуждает аппетит, укрепляет кожу и легкие ребенка и предохраняет его от разных заболеваний. Приступать к закаливанию Г. р. (грудной ребенок) надо осторожно, т. к. кожа его недостаточно регулирует тепло. Необходимо пользоваться каждой переменой пеленки, чтобы приучить ребенка к воздушной ванне. Надо менять пеленки (ни в коем случае не согревать их) не спеша, чтобы ребенок минуты 2 пролежал голеньким, — это и будет постепенным переходом' к настоящей воздушной ванне, т. е. пребыванию ребенка голым на воздухе. Воздушная ванна при правильном ее применении очень полезна и совершенно безопасна для ребенка. В холодное время года воздушную ванну нужно делать в комнате, а в теплое — на дворе, в саду, поле, лесу по 2—3 раза в день. Начиная с 1—2 мин., постепенно продолжительность воздушной ванны увеличивают до получаса в день, но нельзя допускать, чтобы ребенок озяб и начал икать.
Гулять Г. р. (грудной ребенок) нужно выносить ежедневно по 2— Зраза вдень по 1,5 часа, а летом — по возможности на целый день. Без прогулок Г. р. (грудной ребенок) бледнеет, становится капризным, плохо ест. Новорожденного в первый раз выносят летом сейчас же по возвращении из родильного дома; зимой выносят через 2 недели после рождения, если температура не ниже 10° мороза и лишь на несколько минут, при этом лицо ребенка оставляют открытым или покрывают легкой кисеей или марлей в один слой.
Первая прогулка разрешается лишь тогда, когда нет резкого ветра, продолжительность ее 2—3 минуты. Изо дня в день продолжительность прогулки увеличивается в зависимости от погоды. Месячный ребенок может находиться на воздухе зимой 35— 40 мин. в день. Когда он привыкнет к таким прогулкам, можно время прогулки увеличивать ежедневно на 5—10 мин. и гулять с ребенком 2—3 раза в день.
После 3 месяцев ребенка зимой хорошо держать на воздухе не менее 4 часов в день. При сильном морозе или резком ветре следует уменьшить продолжительность каждой прогулки, но чаще выносить ребенка на воздух. Г. р. (грудной ребенок) должен бывать на воздухе ежедневно, во всякое время года, при всякой погоде, кроме сильной метели и дождя. Обычно во время прогулки зимой дети спят. В зимнее время ребенка надо одевать так, чтобы он возвращался с прогулки теплым, но не потным. Очень удобен для Г. р. (грудной ребенок) спальный мешок.
Воспитание Г. р. (грудной ребенок) должно начинаться с рождения. В первые месяцы воспитательные приемы неотделимы от ухода за ребенком, но в то же время они воспитывают в ребенке определенные навыки, приучают его к правильному режиму: определенному времени для кормления, сна, прогулки, бодрствования. Ребенок приучается к порядку и спокойно лежит в перерывах между кормлениями. Он сам развлекается, забавляется своими ножк ши, разглядывает и изучает свои ручки, знакомится с игрушками. Ночной перерыв в еде приучает Г. р. (грудной ребенок) спокойно спать, а матери дает возможность отдохнуть. Г. р. (грудной ребенок) нуждается в ласке, в том, чтобы его иногда поносили на руках. Но не следует приучать ребенка быть на руках весь день, в противном случае не будет покоя ни матери, ни самому ребенку. Мать и близкие должны разговаривать с Г. р. (грудной ребенок), приучая его к звукам, играть с ним. В возрасте около Р/а месяцев надо показывать ему игрушки, он начинает их хватать.
Здоровый ребенок должен засыпать сам в любой обстановке. Когда положили ребенка спать, не нужно в это время ни затемнять комнаты, ни добиваться абсолютной тишины, но не нужен и лишний шум. Как мать, так и другие взрослые должны спокойно и ласково обращаться с Г. р. (грудной ребенок), не делать ему неприятное. Нельзя кричать на ребенка, шлепать его или бить. Часто ребенок не понимает, чего от него хотят. Если ребенок плачет, надо выяснить причину этого. Спокойствие Г. р. (грудной ребенок) во многом зависит от спокойного отношения к нему окружающих.
С 4—5 месяцев надо приучать ребенка проситься «на горшок». Постараться вовремя — обычно до и после кормления, перед сном и после сна — подержать ребенка над горшком, похвалить, приласкать его, когда он помочится.
Очень важно всячески развивать двигательные способности ребенка, но при этом надо соблюдать нек-рую осторожность. Если посадить ребенка

Любопытства ради посмотреть:


Рейтинг@Mail.ru  
Яндекс.Метрика